1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) общеразвивающей программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Народный сувенир» имеет художественную направленность, направление –
декоративно-прикладное творчество.
Актуальность программы
Актуальность программы «Народный сувенир» не вызывает сомнения, так
как в стране возрос интерес к традициям и историческим корням русского народа.
Детей все чаще стали привлекать к творческому участию в познании жизненных
функций всех видов народного искусства (декоративных, изобразительных,
конструктивных). Работа по программе дает возможность сделать определенный
вклад в сохранение, возрождение и развитие народных традиций, истоков
народной культуры. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта
детей в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в РФ»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об
утверждении
Сан
ПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
-
Уставом
МБУ
ДО
"Центр
детского
творчества",
утвержденным
Постановлением Администрации городского округа Верхотурский от14.03.2022 г.
№173.
-
Положением
о
структуре,
порядка
разработки
и
утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО
«Центр детского творчества» от 24.05.2022г., приказ № 135.
- Учебным планом МБУ ДО "Центр детского творчества ", утвержденным 29
августа 2022 г.
- Годовым календарным учебным графиком МБУ ДО "Центр детского
творчества ", утвержденным 01 сентября 2022 г.
Отличительные особенностипрограммы
По степени авторства – модифицированная.
По уровню усвоения – разноуровневая.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
– интегрированная.
В
рамках
программы
предусмотрены
различные
виды
творческой
деятельности: сувенирная лепка, дымковская игрушка, гжельская, хохломская
посуда, выполняемая в технике папье-маше.
Предполагаются уровни освоения, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого ребенка.
Разноуровневый принцип освоения программы помогает реализовать право
каждого ребенка на овладение основными знаниями и умениями в индивидуальном
темпе, объеме и сложности.
Доступность
теоретического
и
практического
материала,
небольшие
материальные затраты, зримые результаты работы обучающихся.
В программе учитываются потребности обучающихся в применении
результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои
изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
Программа показывает развивающие функции декоративно-прикладного
искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и
социально-педагогического феномена. Все функции в их интегрированном виде
ориентированы на обеспечение личностного роста детей.
При работе над содержанием программы использовались материалы
программы по дополнительному образованию: «Соленое тесто» (авт. Воротникова
Е.Р., г. Кемерово, 2011г). Личный опыт педагога.
Адресатпрограммы
Программа предназначена обучающимсямладшего школьного возраста (6-9
лет). Занятия по программе проводятся в группе обучающихся по 7 – 10 человек.
Занятия могут посещать как девочки, так и мальчики.Прием детей осуществляется
на основе личного заявления родителей ребенка. Прием на базовый уровень
обучения во внимание принимается входящая анкета начальных способностей
ребенка (см. Приложение 1 к программе).
Краткая характеристика обучающихся по программе
Программа
составлена
на
основе
знаний
возрастных,
психолого-
педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Младшие
школьники
(6-9лет)
отличаются
остротой
восприятия
действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого
возраста
—
ярко
выраженная
эмоциональность
восприятия.
Они
лучше
запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и
пытаются это воспроизвести своими руками. На каждом занятии предусмотрено
представление образца поделки, которую нужно сделать.
Аналитическая деятельность находится в основном на стадии нагляднодейственного
предмета.
анализа,
основывающегося
Наглядно-образное
мышление
на
непосредственном
опирается
на
восприятии
восприятие
или
представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным творчеством
оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы.
В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей
совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не
отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную, познавательную
беседу на занятиях педагог развивает мышление детей.
Непроизвольное внимание развито значительно лучше. Их привлекает все
новое, неожиданное. Именно с этой целью в программе запланированы посещения
выставок декоративно-прикладного творчества и проведение различных мастерклассов.
К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно
небольшая устойчивость, поэтому во время занятий проводятся небольшие паузы
для отдыха. С этой целью программой предусмотрен цикл физкультминуток и
релаксирующих пауз.
Режим занятий
1 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями — 10 минут.
Общее количество часов в неделю — 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
2 год обучения
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями — 10 минут.
Общее количество часов в неделю — 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объемпрограммы
На полное освоение программы требуется 214 часов.
Срок освоенияпрограммы
Срок реализации программы «Народный сувенир» - 2 года.70 часов в первый
год обучения, 144 часа во второй год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы
Программа построена на модульном принципе представления содержания и
построения учебного плана, включающая в себя относительно самостоятельные
дидактические единицы модули, позволяющие увеличить гибкость программы,
вариативность, формирующие определенную компетенцию, группу компетенций в
ходе ее освоения.
Уровни сложности
Программа является разноуровневой в соответствии со следующими
признаками.
По функциям обучения программа предусматривает два уровня сложности:
стартовый и базовый.
Стартовый
уровень
(1-й
год
обучения)
предполагает
обеспечение
обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного
материала - у детей идет развитие элементарной грамотности, посредством
усвоения заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую
информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом обучающиеся,
перенимая опыт, приобретают начальные умения и навыки в изготовлении
сувениров народного творчества.
Базовый уровень (2-й год обучения)– предполагает функциональную
грамотность, более глубокое изучение народных промыслов России. Усложнение
предлагаемых к выполнению изделий, расширение спектра умений и навыков для
самостоятельного решения поставленной задачи. Здесь решаются такие задачи, как
самостоятельный выбор способов решения поставленных проблем, проявление
своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности
в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии.
Программа предусматривает применение различных форм диагностики и
контроля, направленных на выявление готовности, способностей обучающихся к
освоению определенного уровня сложности программы.
Перечень форм обучения
Программой предусмотрены групповая, фронтальная, индивидуально групповая, формы обучения.
Групповая. Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар»,
которые выполняют более сложные работы. Данная форма позволяет ощутить
помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована
на скорость и качество работы.Групповая форма организации деятельности в
конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя
пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и
совершенствуются
уже
конкретные
профессиональные
приемы,
которые
первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.
Фронтальная. Предполагает подачу учебного материала всему коллективу
обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна
создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и
работать творчески вместе.
Индивидуально-групповая.Предполагает
самостоятельную
работу
обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны
педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать
выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не
подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные
качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность,
точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет
готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах. Такие занятия
предусмотрены в разделе «Сувенир в подарок» - 1 и 2 года обучения. В разделе
«Народные промыслы» - 2 года обучения.
Перечень видов занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий: беседа, занятие - игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие,
посиделки, праздник, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия,
ярмарка.
Перечень форм подведения итогов реализации
общеразвивающей программы
Программа
предусматривает
различные
формы
итогов: постоянно действующая выставка в объединении,
подведения
творческие конкурс,
викторина, практическое занятие, мастер-класс, творческая мастерская, отчетная
выставка.
Стартовый уровень предполагает участие в выставочной деятельности на
уровне учреждения и Муниципальном уровне. На базовом уровне обучающиеся
активно принимают участие в конкурсах различного уровня.
каждом уровне предусмотрена итоговая выставка в объединении.
В программе на
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
Целью
общеразвивающей
программы
является,развитие
творческих
способностей обучающихся, посредством включения их в художественнопрактическую деятельность по изготовлению народных сувениров в технике папьемаше и соленого теста.
Задачи
Обучающие:
- познакомить с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества;
-
обучить
овладевать
различными
материалами,
инструментами
и
приспособлениями, необходимыми в работе;
- формировать понимание роли декоративно-прикладного творчества в
самобытной культуре народов России;
- формировать практические навыки в области декоративно-прикладного
творчества и обучить различным техникам и технологиям изготовления поделок из
различных материалов.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность;
- развивать изобразительные способности ребенка, художественный вкус,
творческое воображение;
- развивать навыки самообслуживания, умение организовать своё рабочее
место.
Воспитательные:
- воспитывать потребности к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся, уважения к
культурному наследию и истории родной страны;
-
воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
потребность обучающихся к саморазвитию.
активность,
формировать
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Общее количество часов
Название разделов
(тем)
Стартовый уровень
Базовый уровень
1 год
2 год
всего
теория
практика
9
3
6
46
3
43
Дымковская игрушка
15
1
14
-
-
-
Сувенир в подарок
22
2
20
22
1
21
24
2
22
55
5
50
-
-
-
21
1
20
70
8
62
144
10
134
Шедевры из соленого
теста
Сувениры в технике
папье – маше
Народные промыслы
Итого:
Всего: 216 ч.
всего теория практика
70
144
Содержание программы
1 год обучения (стартовый) уровень
Цель:
создание
условий
для
развития
познавательного
интереса
обучающихся в работе с соленым тестом и бумагой (техника папье-маше).
Познакомить с дымковским и городецким промыслом.
Образовательные:
- Сформировать специальные знания по предмету, различать стили наиболее
известных видов декоративной живописи дымковской и гжельской.
- Обучить приемам обработки различных материалов – бумаги, соленого
теста – для выполнения художественных изделий, игрушек – сувениров.
- Познакомить с русским народным творчеством, с культурой и традициями.
Развивающие:
- Развивать индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого
ребенка, через изготовление сувениров из соленого теста и в технике папье - маше.
- Развивать общие
умения,
моторики рук,
глазомера,
посредством
выполнения дымковских игрушек и гжельской посуды.
Воспитательные:
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному
декоративно – прикладному творчеству.
- Способствовать формированию потребности к творческому труду,
стремление
преодолевать
трудности,
добиваться
успешного
достижения
поставленных целей.
- Способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся, уважения к
культурному наследию и истории родной страны.
Учебный (тематический) план
Формы
№
п/п
Количество часов
Название раздела, тема
контроля
всего
1.
Шедевры из соленого
теста
9
теория практика
3
6
Правила техники
1.1
безопасности на занятиях.
Материалы и
Входящая
1
1
-
1.3
Знакомство с соленым
тестом. Виды теста
Школа пекаря
диагностика,
опрос
инструменты
1.2
аттестации/
2
1
1
3
1
2
Наблюдение,
опрос
Готовая
работа,
1.4
Фантазии на кухне
3
-
3
самоанализ,
диагностика
2.
Дымковская игрушка
15
1
14
2.1
История происхождения
3
1
2
Беседа,
дымковской игрушки.
опрос
Колорит, элементы
практическа
росписи
2.2.
3.
3.1
3.2
3.3
4.
я
Лепка, роспись готовых
изделий
Сувенир в подарок
Тематические сувениры к
праздникам
работа,
диагностика
12
-
12
22
2
20
6
-
6
Беседа,
готовая
Обереги
8
Русская матрешка.
История промысла
Сувениры в технике
папье – маше
1
7
работа,
самоанализ,
8
1
7
24
2
22
2
1
1
диагностика
Знакомство с техникой
4.1
4.2
папье – маше. Виды.
Технология изготовления
Беседа,
История промысла
опрос
гжельской посуды.
Колорит, элементы
2
1
1
Кроссворд
росписи
Наблюдение,
Изготовление гжельской
4.3
посуды в технике
20
-
20
папье – маше
готовая
работа,
диагностика
Всего:
70
8
62
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Шедевры из соленого теста.
Тема 1.1. Правила техники безопасности на занятиях. Материалы и
инструменты
Теория. Провести инструктаж техники безопасности. Подбор муки, других
ингредиентов (соль, вода, клей) для теста. Инструменты для основных и
отделочных работ, стеки, крышки от фломастеров разного диаметра, зубочистки.
Организация рабочего места. Культура труда. Правила безопасности вовремя
работы, краски, лаки для окончательной обработки изделий.
Тема 1.2. Знакомство с соленым тестом. Виды теста
Теория.История возникновения соленого теста. Технология изготовления
теста его основные рецепты. Способы сушки изделий из соленого теста.
Окрашивание готовых изделий. Способы лепки и хранение.
Практика. Замес до пластического состояния. Окрашивание теста при
помощи пищевых красителей, гуаши.
Тема 1.3. Школа пекаря
Теория.Виды ассортимента хлеба. Бережное отношение к хлебу. Народные
традиции и обряды. Способы украшения хлебобулочных изделий.
Практика.Замес теста. Придание формы: шарика, лепешки, эллипса,
колбаски. Закручивание. Нанесение насечек. Технология изготовления разных
частей цветов и листьев. Составление композиции. Изготовление поделок: Батон.
Булочка. Рогалик. Композиция «Булочная лавка» (коллективная работа).
Тема 1.4. Фантазии на кухне
Теория.Знакомство с видами форм и способами украшения изделий из
теста.Особенности работы с формами и трафаретом.
Практика.
Замес
теста.
Вырезание
разнообразных
форм:
сердечек,
колечек,плетение косы. Мелкие листья, цветы. Украшение, сушка поделок.
Изготовление поделок: Печенье «Сердечко» с цветами и листьями. Сердечко
плетенка. Колечко-плетенка. Птичка, украшенная цветами и бусинками из теста.
Раздел 2. Дымковская игрушка.
Тема 2.1. История происхождения дымковской игрушки. Колорит,
элементы росписи
Теория. Истоки промысла. Разнообразие дымковских игрушек. Колорит
росписи. Типичные черты изделий, выразительность пластики.
Практика. Познакомить с простейшими приемами лепки, декора, орнамента
и украшения народной игрушки.
Тема 2.2. Лепка, роспись готовых изделий
Теория. Демонстрация игрушек, образцов из соленого теста, техника
изготовления игрушки. Освоение этапов и приемов лепки дымковской игрушки.
Соотношение пропорций.
Практика. Лепка дымковских игрушек. Роспись вылепленных изделий:
разметка рисунка простым карандашом. Роспись сплошным покрытием, круговой
композицией. Изготовление игрушек: Уточка, Петушок, Барышня.
Раздел 3. Сувенир в подарок.
Тема 3.1. Тематические сувениры к праздникам
Теория.История возникновения сувениров к праздникам. Классификация.
Практика. Зарисовка эскиза. Лепка. Расписывание готовых работ, оценка
работ. Изготовление сувениров: Подвеска Котенок, Ангел, Панно на кухню,
Цветочная картина.
Тема 3.2. Обереги
Теория.
Познакомить детей с новыми изделиями – оберег. Рассказать
историю возникновения, что обозначают, для чего нужны. Отличие оберега от
амулета. Мужские, женские обереги. Разновидности оберегов.
Практика.Лепка
оберегов.
Расписывание
готовых
работ,
оценка
работ. Изготовление оберегов: Подкова, Домовой, Рыбка – оберег, Оберег для
дома.
Тема 3.3. Русская матрешка. История промысла
Теория. История народного промысла – русская матрешка. Колорит и форма
изделий, особенности росписи. Демонстрация изделий, анализ элементов, цветовая
гамма узоров.
Практика.Выполнение матрешек из соленого теста роспись готовых
сувениров.
Раздел 4. Сувениры в технике папье – маше.
Тема 4.1. Знакомство с техникой папье – маше. Виды. Технология
изготовления
Теория. Знакомство с техникой папье – маше, демонстрация изделий
выполненные в этой технике. Подобрать необходимые материалы. Что такое
клейстер, приготовление.
Практика. Рассмотреть схему выполнения поделок в технике папье-маше.
Подготовить бумагу, газеты.
Тема 4.2. История промысла гжельской посуды. Колорит, элементы
росписи
Теория. Истоки промысла, особенности гжельской посуды. Типичные черты
изделий, выразительность форм. Демонстрация изделий гжельской посуды, анализ
элементов, цветовая гамма узоров.
Практика. Учить различать процесс оклеивания модели (матирование,
формовка).
Тема 4.3.Изготовление гжельской посуды в технике папье – маше
Теория. Познакомить с процессом оклеивания модели кусочками газет.
Подготовка рабочего места.
Практика. Изготовление посуды в технике папье – маше. Роспись готовых
изделий (чайная посуда).
2-й год обучения
(базовый уровень)
Цель: создание условий для развития эстетических представлений трудовых
умений и творческого опыта в работе с соленым тестом и бумагой (техника папьемаше). Познакомить с городецким и хохломским промыслом.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания детей в работе с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми для изготовления народно – декоративных
изделий.
Продолжить обучение приемам обработки различных материалов –
бумаги, соленого теста – для выполнения художественных изделий, игрушек –
сувениров.
Познакомить с городецким промыслом. Обучить основам знаниям в
области композиции, формообразования, цветоведения, в изделиях городецких
мастеров.
Познакомить с новой техникой изготовления сувениров из бумажной
массы.
Познакомить с народным промыслом – Хохлома.
Развивающие:
Продолжать развитие индивидуальных особенностей и творческий
потенциал каждого ребенка, через изготовление сувениров из соленого теста и в
технике папье - маше.
Способствовать развитию технологических навыков проектирования.
Способствовать
развитию
творческих
способностей
(фантазии,
воображения).
Свободно оперировать понятиями, употребляемыми при изученных
народного декоративно-прикладного творчества.
видах
Воспитательные:
Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному
народному искусству.
Способствовать
воспитанию
личностных
качеств
обучающихся:
трудолюбия, ответственности, аккуратности, формировать потребность детей к
саморазвитию.
Учебный (тематический) план
№
1
Количество часов
Названиераздела,
тема
Шедевры из соленого
теста
всего теория практика
46
3
1.1.
Материалы и
1.2.
1.3.
22.
Цветочные композиции
Шкатулки, дымковские
игрушки
Сувенир в подарок
контроля
Блиц игра
«Вопрос –
2
1
1
ответ»,
входящая
инструменты
Работа с соленым тестом.
аттестации/
43
Правила техники
безопасности на занятиях.
Формы
диагностика
21
1
20
Опрос.
Наблюдение,
23
1
22
22
1
21
готовая работа
Опрос,
22.1
Семейные обереги
22
1
21
наблюдение,
творческая
работа
3.
3.1.
Сувениры в технике
папье – маше
История происхождения
55
5
50
3
1
2
Опрос.
3.2.
городецких изделий.
Самостоятельная
Колорит, элементы
работа, готовая
росписи
работа,
Изготовление городецких
наблюдение
изделий в технике папье –
21
1
20
3
1
2
4
1
3
24
1
23
21
1
20
маше. Виды композиций
История народного
3.3.
промысла – хохлома.
Колорит и форма изделий,
особенности росписи
Работа в технике папье –
3.4.
маше. Технология
изготовления из
бумажной массы
Изготовление хохломской
3.5
посуды из бумажной
массы
4.
Народные промыслы
Опрос.
4.1.
Творческий проект
21
1
20
Самостоятельная
работа
Всего
144
10
134
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Шедевры из соленого теста.
Тема 1.1. Правила техники безопасности на занятиях. Материалы и
инструменты
Теория. Знакомство с содержанием работы на текущий год. Обсуждение
плана, просмотр работ. Закрепление правил техники безопасности на занятиях.
Практика.Блиц игра «Вопрос – ответ». Цель: вспомнить знакомые
видыдекоративно – прикладного искусства. Называть характерные особенности и
отличия.
Тема 1.2. Работа с соленым тестом. Цветочные композиции
Теория. Закрепить знания приготовления соленого теста. Правила замеса,
хранения, склеивание отдельных частей.
Практика.Смешивание цветного соленого теста для получения необычных
оттенков. Составление цветочных композиций - настенные панно.
Тема 1.3. Шедевры из соленого теста – шкатулки, дымковские игрушки
Теория. Познакомить с технологией лепки шкатулок, закрепить навыки
лепки дымковских игрушек.
Практика.Лепить шкатулки разной формы. Составить из дымковских
игрушек композицию «Ярмарка».
Раздел 2. Сувенир в подарок.
Тема 2.1. Семейные обереги
Теория. История возникновения народной традиции дарения оберегов в
семью к различным праздникам. Познакомить с технологией лепки семейных
оберегов.
Практика.Лепить обереги разной формы. Закрепить навыки соединения
отдельных деталей в единую композицию.
Раздел 3. Сувениры в технике папье – маше.
Тема 3.1. История происхождения городецких изделий. Колорит,
элементы росписи
Теория. Истоки промысла, особенности городецких изделий. Типичные
черты изделий, выразительность форм. Демонстрация городецких изделий, анализ
элементов, цветовая гамма узоров.
Практика. Прорисовка элементов городецкой росписи.
Тема 3.2. Изготовление городецких сувениров в технике папье – маше.
Виды композиций
Теория.
Закрепить
процесс
оклеивания
модели
кусочками
бумаги.
Подготовка рабочего материала, рабочего места.
Практика.Изготовление городецких шкатулок, туесков в технике папье –
маше. Составлять одностороннюю композицию, подбирать цветовую гамму.
Роспись готовых сувениров.
Тема 3.3. История народного промысла – хохлома. Колорит и форма
изделий, особенности росписи
Теория. Истоки промысла, особенности хохломской росписи. Демонстрация
изделий, расписанных хохломской росписью. Анализ элементов, цветовая гамма
узоров.
Практика.Выполнение круговой росписи по индивидуальному эскизу.
Тема 3.4. Работа в технике папье – маше. Технология изготовления
поделок из бумажной массы
Теория. Познакомить с процессом изготовления сувениров из бумажной
массы. Технология приготовления массы. Ингредиенты.
Практика.Подготовить бумажную массу из бросовой бумаги и клея ПВА.
Тема 3.5. Изготовление хохломской посуды из бумажной массы
Теория. Истоки промысла, особенности хохломской росписи. Демонстрация
изделий, расписанных хохломской росписью. Анализ элементов, цветовая гамма
узоров.
Практика. Изготовлениекринкиизбумажноймассы. Выполнение круговой
росписи по индивидуальному эскизу.
Раздел 4. Народные промыслы.
Тема 4.1. Творческий проект.
Теория.
Вспомнить все виды декоративно – прикладного творчества
(Дымковская игрушка, Гжельская посуда, Хохломские, Городецкие изделия).
Выбрать 2 работы. Подготовить эскизы сувениров.
Практика.Выполнение авторских работ в любой из знакомых техник с
использованием всех доступных подручных материалов, в которых должны найти
отражение знания, любовь и уважение к декоративно – прикладному искусству.
Защита изделия.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые
Стартовый уровень
результаты
Предметные
Базовый уровень
знать:
знать:
историю
возникновения народные
художественные
лепки из солёного теста; промыслы России; названия и
технику безопасности во назначения
инструментов
и
время лепки;
приспособлений ручного труда;
инструменты
и правила техники безопасности;
материалы
для
лепки; названия цветов спектра, круг
основные виды, способы совместимых
и
приёмы
лепки;
разнообразии
цветов;
о предметной,
сюжетной,
видов декоративной
художественной
композиции;
и технологию
декоративно-прикладной
деятельности
изготовления
поделок из бумажной массы;
в историю
происхождения
особенности дымковской городецких,
игрушки,
посуды;
гжельской изделий;
о
приемах
способах
лепки
соленого
теста;
приемах
и
о
хохломских
представление
о
и лакировании и сушке изделий
из изготовленных
в
технике
о папье-маше;
правила
способах организации
рабочего
места,
изготовления изделий в безопасности труда и личной
технике папье – маше; гигиены
основные
обработке
инструменты различных материалов;
для нанесения рельефов об
на
при
соленом
особенностях
тесте; игрушек;
композиционные основы деятельности.
построения изделия.
уметь:
о
лепных
проектной
уметь:
располагать
пользоваться
предметы на плоскости и в
изобразительными
объеме;
инструментами
правильно
и изображать
приспособлениями;
изготавливать
предметы
формы и величины, передавать
игрушки пропорции предметов; лепить из
из соленого теста и в соленого
теста
технике
папье-маше; способами;
работать
аккуратно, сюжетные
уметь
правильно композиции;
организовать
декоративные
выполнять
организовать
место;
свое
пользоваться
изготовлять инструментами ручного труда,
отдельные
детали, применяя
детали
готовое изделие;
декорировать
выполнять
и
место; правильно
приготавливать тесто для рабочее
соединять
разными
свое поделки из бумажной массы;
рабочее
лепки;
разной
приобретенные
в навыки на практике;
соблюдать
правила
изделия безопасности труда и личной
различными приёмами.
гигиены
при
работе
с
различными инструментами и
материалами;
проявлять
самостоятельность;
последовательно вести работу
(замысел,
эскиз,
выбор
материала)
Метапредметн Должен
ые
учебную
понимать Умение
задачу; определять
самостоятельно
и
формулировать
применять практические цель деятельности на занятии;
приёмы обучения лепки и слушать и понимать объяснение
в технике папье – маше; педагога
и
высказывания
адекватно
обобщать
оценивать
и собеседника; высказывать своё
свои предположение
(версию)
на
достижения на занятии; основе работы с материалами и
вступать
в
речевое инструментами;
общение со сверстниками ориентироваться
и педагогом.
в
своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного; оценивать с
помощью
педагога
правильность
выполнения
учебной задачи;
представлять
результаты своей работы.
Личностные
Обучающиеся
проявлять:
мышление,
будут Обучающиеся будут проявлять:
образное доброжелательность,
творческий отзывчивость,
понимание
подход к деятельности; сопереживание
коммуникативную
компетенцию:
других;
и
чувствам
самостоятельность
и
умение личную ответственность за свои
распределять
роли, поступки;
уважительное
работая коллективно над отношение к творчеству, как к
композицией,
своему, так и других людей;
согласованно работать в образное мышление, творческий
группе;
подход,
умение
создавать
самостоятельность,
индивидуальный образ;
усидчивость; уважение к коммуникативная компетенция:
культурному
России.
наследию планировать
и
согласованно
выполнять совместную работу;
совместно
договариваться
о
правилах общения и поведения
в ЦДТ; давать оценку своей
работе
и
работе
своих
товарищей,
помогать
и
принимать помощь от других;
наличие
мотивации
к
творческому труду, работе на
результат,
бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
7
Основные
характеристики
образовательного
процесса
Количество
учебных недель
Количество
учебных дней
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
Недель
в
I
полугодии
Недель
во
II
полугодии
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
10
Окончание
учебного года
№
п/п
1
2
3
4
5
6
1 год обучения
2 год обучения
35
36
70
72
2 часа
4 часа
70 часа
144 часа
15
17
20
19
15 сентября 2022 г.
С 31.12.2022 г.
по
08.01.2023 г. – зимние
С 01.06.2023 г.
по
31.08.2023 г. - летние
- 4 ноября День
народного единства
- 1-6 и 8 января Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество
Христово;
- 23-24 февраля - День
защитника Отечества;
8
марта
Международный
женский день;
- 1 мая - Праздник
весны и труда;
- 8-9 мая - День
Победы;
01 сентября 2022 г.
С 31.12.2022 г.
по
08.01.2023 г. – зимние
С 27.05.2023 г.
по
31.08.2023 г. - летние
- 4 ноября День
народного единства
- 1-6 и 8 января Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество
Христово;
- 23-24 февраля - День
защитника Отечества;
8
марта
Международный
женский день;
- 1 мая - Праздник
весны и труда;
- 8-9 мая - День
Победы;
31 мая 2023 г.
26 мая 2023 г.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия
проводятся
в
просторном
помещении,
соответствующем
требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным
нормам.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Наименование
Доска рабочая
Рабочие столы
Стулья
Умывальник
Раковина для мытья рук
Шкаф для хранения методических разработок и
дидактических материалов
Тумба для хранения инструментов и материалов для
занятий
Угловой стол компьютерный
Рабочий стол для педагога
Книжная полка для хранения книг и оформления выставок
Электрический духовой шкаф
Клеевой пистолет
Дощечка для лепки
Набор стек (в наборе 6 шт.)
Миска для замеса теста
Кисти щетина
Стаканчики для воды
Клей ПВА (1 кг.)
Клей «Момент»
Лак (3 кг.)
Скалка детская пластмассовая
Скалка фактурная пластмассовая
Ситечко
Чесноковыжималка
Формочки для вырезания теста
Листья (Набор 5 шт.)
Цветы (Набор 5 шт.)
Целлофановые кульки для сохранения влажности соленого
теста (рулон 50 шт.)
Фольга
Расческа
Туалетная бумага
Салфетки
Количество
1
7
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
6
1
10
10
1
10
1
10
4
1
1
3
5
1
2
3
10
10
Картон белый
Картон цветной
Фигурные ножницы
Ножницы
Кисточки для росписи, белка №2, №4
Простые карандаши
Пищевые красители (Набор 6 цветов)
Гуашь (Набор 12 цветов)
Мука (5 кг.)
Соль мелкая «Экстра»
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
10
10
6
10
20
10
5
10
3
20
Кадровое обеспечение
Общеобразовательную программу реализует специалист, который должен
иметь среднее или высшее педагогическое образование. Или образование по
специальности «Педагог дополнительного образования». Педагогобладающий не
только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и
ведении образовательной деятельности творческого объединения художественного
направления. Должен быть способным к инновационной профессиональной
деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры.
Методические материалы
Раздел
програм
мы
Шедевр
ы
из
соленого
теста.
Дымков
ская
Формы
занятий
Методы
обучения
Дидактичес
кий
материал
Беседа,
Словесные:
Раздаточны
наблюдение беседа,
й материал:
,
рассказбланки
самостояте информация, тестов
и
льная
устное
анкет,
работа
изложение,
бланки
инструктаж,
диагностиче
объяснение.
ских
и
Наглядные:
творческих
показ
заданий,
видеоматериа карточки с
лов,
заданиями
иллюстраций, для
показ
самостоятел
ьной
Творческий педагогом
приёмов
работы
проект,
Технологии
обучения
технология
индивидуализац
ии;
технология
группового
обучения;
технология
дифференциров
анного
обучения;
технология
исследовательск
ой
деятельности;
технология
проектной
Формы
подведен
ия итогов
Блиц игра
«Вопрос –
ответ»,
входящая
диагности
ка.
Устный
контроль
(опрос),
практичес
кий
контроль
(готовая
работа)
Устный
контроль
игрушка
выставка
работы,
работа
образцу.
по
Практические
:
тренировочн
ые
упражнения в
Сувенир Творческая росписи
в
мастерская, сувениров.
Проблемный
подарок мастерметод.
класс
Репродуктивн
ый
метод:
объяснение,
показ
образцов.
Сувенир Беседа.
ы
в Практическ Исследовател
технике ое занятие, ьский метод:
папье – самостояте творческое
задание.
маше.
льная
Частичноработа
Народн Посиделки, поисковый
метод:
ые
праздник
самостоятель
промысл народных
ная
работа.
ы.
сувениров
«Ярмарка» Метод
оперативного
контроля.
Метод
«подмастерья
».
Диагностичес
кий
метод.
Метод
анализа
творческих
работ.
Готовые
шаблоны и
трафареты,
схемы
изготовлени
я изделий в
технике
папье
–
маше
и
соленого
теста.
Образцы
изделий по
программе,
изготовленн
ые
педагогом:
дымковские
народные
игрушки,
кувшины,
блюда,
чайная
посуда,
подносы,
туески,
шкатулки,
карандашни
цы,
матрешки,
расписанны
е росписью
в
стиле
народных
промыслов.
Наглядные
пособия:
иллюстраци
и
с
работами
мастеров и
художников
,
папки
передвижки
, альбомы,
деятельности;
технология
игровой
деятельности;
технология
коллективной
творческой
деятельности;
здоровьесберега
ющая
технология.
(опрос),
практичес
кая
работа,
диагности
ка «Тест
Дымковск
ая
игрушка»
Устный
контроль
(опрос),
практичес
кий
контроль
(творческ
ая работа)
Устный
контроль
(опрос)
Кроссвор
д
Практиче
ский
контроль
(готовая
работа),
диагности
ка
журналы и
книги.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
входной, промежуточный и итоговый контроль (диагностику) обучающихся.
Целью проведения диагностики является контроль знаний, умений, навыков
обучающихся.
Объектом диагностики является наличие у детей прочных, полных знаний по
содержанию программы.
Цель входной диагностики – выявление исходного уровня подготовки
обучающихся, определение направлений и форм индивидуальной работы. Входная
диагностика проводится в самом начале учебного года.
Проведение входной диагностики – это необходимая и важная работа, так как
одним из главных критериев оценки эффективности образовательного процесса
является результат обученности детей. Он должен быть максимально возможным
для конкретного обучающегося, что определяет совпадение реальных знаний и
умений обучающегося с его учебными возможностями, определенными в зоне
потенциального развития.
Промежуточная диагностика определяет степень освоения детьми учебного
материала и уровень их подготовленности к занятиям. Повышает ответственность
и заинтересованность в усвоении материала. Текущая диагностика проводится по
итогам изучения отдельных тем и разделов.
Итоговая диагностика проводится с целью определения степени достижения
результатов обучения, закрепления знаний, эффективности образовательного
процесса. Проводится по итогам года.
По результатам итоговой диагностики, педагог анализирует эффективность
образовательной
программы
по
каждому
обучающему
образовательные результаты в групповой карточке объединения.
Методы, с помощью которых осуществляется диагностика
и
фиксирует
Входная:
педагогическое
наблюдение,
тестирование,
анкетирование,
собеседование.
Текущая: устный и письменный опрос, карточки задания, тестирование,
практическая работа.
Промежуточная: выставка, творческая работа, мастер - класс, творческая
работа.
Индивидуальная карточка позволяет вести постоянную систему контроля за
обучением
обучающегося
и
отслеживать
динамику
его
образовательных
результатов по отношению к нему самому начиная от первого момента
взаимодействия с педагогом и дальше по годам обучения (Приложение 7)
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Грамота,
готовая
работа,
диплом,
журнал
посещаемости,
анкетирования и тестирования, перечень готовых работ,
материал
фото, выставка,
самостоятельная работа, опрос, творческая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита
творческих работ, открытое занятие, «Ярмарка».
Оценочные материалы
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в
объединение на второй год обучения. Мониторинг роста компетентности
обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года
(определенного
этапа
обучения),
а
также
по
прохождении
программы.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью
обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования
полученной
в
ходе
обучения
информации,
коммуникативных
навыков,
социализации в общественной жизни.
Диагностические материалы:
- анкета для обучающихся в объединении «Истоки народной игрушки»
(входящая диагностика, 1-й год обучения), (Приложение 1);
- Тест «Дымковская игрушка» 1 –й год обучения (Приложение 2);
- Викторина «Дымковская игрушка» 1 –й год обучения (Приложение 3);
- Тест по теме «Роль народных художественных промыслов в современной
жизни» 2 – год обучения (Приложение 4);
- «Народные промыслы» 2 –й год обучения (Приложение 5);
- Тест по художественной росписи: «Традиции городецкой росписи» 1 – год
обучения (Приложение 6);
-Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной
образовательной программе (Приложение 7);
-
Диагностика
достижений
обучающихся
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей разноуровневой программе «Народный
сувенир» (1-й год обучения) (Приложение 8);
-
Диагностика
достижений
обучающихся
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей разноуровневой программе «Народный
сувенир» (2-й год обучения) (Приложение 9).
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года(распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от
31 марта 2022г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок).
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы))».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035года».
12. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования
«Центр
детского
творчества»
утверждённый
постановлением
Администрации городского округа Верхотурский от 14.03.2022 г. № 173.
13.
Положение
о
структуре,
порядка
разработки
и
утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО
«Центр детского творчества» от 24.05.2022г., приказ № 135.
14. Учебный план МБУ ДО "Центр детского творчества ", утвержденный 29
августа 2022 г.
15. Годовой календарный учебный график МБУ ДО "Центр детского
творчества ", утвержденный 01 сентября 2022 г.
Литератураиспользованная при составлении программы
1. Гибсон Р. Делай и играй. Веселые игры. - М.: Росмэн, 2000. – 131 с.
2. Горичева В.С. Агибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. - Ярославль, Академия и Ко, 2001. – 180 с.
3. Горичева В.С. Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок. - Ярославль, Академия и Ко, 2002. – 81 с.
4. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. – М.: Литера, 2000. – 192 с.
5. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – М.: Литера, 2005. – 96 с.
6. Дмитриева К. Подарки: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТПРЕСС,2000. - 285 с.
7. Кашин С.П. «Папье-маше». Издательство: ЭнтрастТрейдинг, 2015г. – 640
с.
8. Новацкая Мария «Лепим сказку». Издательство: Питер, 2020г.
9. «Мни – мни и мажь картины». Издательство: Карапуз, 2019г. 16 с.
10. «Пластилин и чесночная давилка». Издательство: Карапуз, 2016г. 18 с.
11. Рубцова Е. Фигурки из соленого теста делаем сами. – М.: Владис, 2011. 86 с.
12. Савина Н. «Оригинальные поделки из соленого теста». Издательство:
Рипол – Классик, 2017г. 256 с.
13. Силаева И. Украшения, сувениры, поделки. – М.: Эксмо, 2006. - 128 с.
14. Скребцова Т.О. Соленое тесто. Идеи для интерьера. – М.: Феникс, 2006. –
187 с.
15. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. «Издательство Рипол
Классик», 2017г. – 256с.
Литература для обучающихся и родителей
1.
Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно.
Декор. – М.: Эксмо, 2005.
2.
Рубцова Е. Фантазии из слоеного теста – М.: Эксмо, 2007. – 62с.
3.
Фирсова А. Чудеса из соленого теста - М.: Айрис-пресс, 2008. - 17 с.
4.
Шеремет Е. Лучшие поделки из соленого теста - М.: Фактор, 2008. - 64 с.
- Методические рекомендации по технологии изготовления изделий из
соленого теста:
https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskiie-riekomiendatsii-potiekhnologhiiizghotovlieniia-izdielii-iz-so.html.
- Обучение детей лепке из солёного теста: http://kladraz.ru/podelki-dljadetei/lepka-iz-solenogo-testa.html.
Используемые Интернет-ресурсы
- http://malenkajastrana.ru/ Сайт творческих конкурсов
- http://masterskaya.gorod-znaek.ru Мастерская «Город Знаек»
-http://pochemu4ka.ru/index/detskoe_tvorchestvo/0-515
- http://podelki-bumagi.ru/ Поделки из бумаги
- http://stranamasterov.ru Страна мастеров
- http://svoimi-rukami-club.ru Клуб «Поделки своими руками»
- http://www.znv.ru/ Фестиваль «Звезды нового века»
- https://handsmake.ru/pape-mashe-master-klass.html
- https://www.pinterest.ru/pin/858569116434197477/
- https://svoimirukamy.com/podelki-iz-solyonogo-testa.html
-
https://handsmake.ru/podelki-iz-----solenogo-testa-master-klassysvoimi-
rukami.html
- https://karamellka.ru/podelki-iz-solenogo-testa.html
- https://podelki.guru/podelki-iz-testa
- https://tvojdizajn.ru/podelki-iz-testa
Приложение 1
Анкета начальных способностей ребенка
1.
Твоё имя, фамилия, отчество ——————————————————
2.
Сколько тебе лет? _____________________________________________
3.
Есть ли у тебя хобби, какое? ____________________________________
4.
Посещал (а) ли ты раньше какие - нибудь кружки? Если да, то перечисли
их________________________________________________________
5.
Как ты попал (а) в кружок? _____________________________________
_____________________________________________________________
6.
Твои родители не против того, чтобы ты посещал(а) данный кружок?
_____________________________________________________________
7.
Что на твой взгляд подразумевается под словом «Тестопластика»?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
8.
Работал(а) ли ты раньше с солёным тестом, или другими материалами
для лепки (пластилином, глиной)? _______________________________
9.
Каких результатов ты бы хотел(а) достичь, занимаясь лепкой?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
10. Чтобы отследить твои начальные способности, слепи, пожалуйста, на
своё усмотрение, улитку, гусеницу или божью коровку.
Приложение 2
Тест «Дымковская игрушка» 1 –й год обучения
Вопрос 1.
Где "родилась" дымковская игрушка?
1.
В слободе города Кирова за речкой Вяткой
2.
В Тульской области, на высоком берегу реки Уны
3.
В Архангельской области, в деревнях Печникова, Гринева и Токарева.
Вопрос 2.
Кто занимался лепкой игрушек?
1.
Лепили всей семьей
2.
Дети
3.
Мужчины делали посуду, а свистульки делали женщины
Вопрос 3.
Какая история связана с началом промысла дымковской (вятской) игрушки?
1.
История праздника жаворонков
2.
История праздника Свистопляски (Свистуньи)
3.
История праздника Троицы
Вопрос 4.
Из какой глины лепят дымковскую игрушку?
1.
Из красной вятской глины
2.
Из глины, которая после обжига становится белой, не надо специально
белить
3.
Из синей глины
Вопрос 5.
Каковы традиционные образы дымковских игрушек? Кого лепили в
Дымковской слободе?
1.
Лепили барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок,
птичниц, солдат; домашних животных (лошадки, барашки и др), индюков,
медведей
2.
Это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на
лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и
петухи.
3.
Преобладает деревенская тематика. Это изображение крестьян, которые
работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва;
женщин, стирающих белье и нянчащих детей, танцующих пар и
др.
Вопрос 6.
Какие особенности есть у дымковской игрушки?
1.
вытянутые фигуры
2.
много оборок - волнистых полос на платьях, на ногах животных, на
хвостах птиц
3.
большая голова в шляпе, коренастая фигура, упрощенное изображение
Вопрос 7.
Какие цвета чаще всего используют при росписи
дымковской игрушки?
1.
Красный, малиновый, желтый в сочетании с
темно-синим и зеленым
2.
Сочетания
красного с
зеленым,
синего с
оранжевым (желтым) и , обязательно , черный цвет
3.
зеленый,
Характерны
неяркие
сиренево-синий,
цвета: серый,
бирюзовый,
розовый,
коричневый,
желтый, оранжевый, красный гамма сдержанная.
Вопрос 8.
Какие узоры используют мастера при росписи дымковских игрушек?
1.
Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов,
поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов. Это не
просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли
2.
В
украшении
фигурок
используются
геометрические
элементы:
круговые полоски, штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также
веточки, звездчатые розетки.
3.
Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный,
состоит из полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа.
Вопрос 9.
Какая из игрушек - дымковская?
1
2
4
7
5
8
3
6
9
Приложение 3
ВИКТОРИНА
1.
«Дымковская
Почему
её
игрушку
делали
2.
Из
игрушка»
в
чего
изготовляют
–й
1
год
обучения
назвали
дымковской?
слободе
Дымково
дымковские
игрушки?
из
3.
глины
Какой
первоначально
животные
4.
была
основная
и
Как
долго
дымковских игрушек?
женские
существует
более
5.
тематика
на
фигурки
Руси
этот
промысел?
400
Назовите
праздник,
к
которому
разводили
мел
лет
мастерили
дымковские
игрушки.
Свистопляска
6.
На
чём
на
перед
росписью
по
меловому
снятом
грунту?
молоке
7. Как называется печь, в которой обжигают дымковскую игрушку в настоящее
время?
муфельная
8.
Что
придает
дымковской
кусочки
игрушке
ослепительное
очарование?
сусального
золота
9. Назовите фамилию художника–пейзажиста, мастера дымковской игрушки.
А.
10.
в
И.
Где
представлена
Кировском
самая
крупная
областном
Деньшин
коллекция
дымковской
художественном
игрушки?
музее
Приложение 4
Тест по теме «Роль народных художественных
промыслов в современной жизни» 2 – год обучения
1.Название хохломского узора
а) купавки
б) букеты
в) кудрина
2.Самый первый прием в жостовской росписи.
а) замалевок
б) зарисовка
в) набросок
г) мальва
г) рисунок
3.Гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой
а) кувшин
б) скопкарь
в) кумган
г) братина
4.Как назывался древнерусский глиняный сосуд 10-12 вв. с округлым
туловом и двумя ручками?
а) кастрюля
б) казан
в) корчага
г) котел
5.В каком усадебном ансамбле в Подмосковье работает музей, где собрана
коллекция керамики?
а) Гжель
б) Кусково
в) Мураново
г) Абрамцево
6.Завершающий прием в городецкой росписи, который выполняется белой и
черной красками
а) пупавка
б) замалевок
в) букет
г) оживка
7.Основной мотив декоративной росписи Жостова.
а) пупавка
б) букет
в) кудрина
г) венок
8.Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием
посередине.
а) кувшин
б) кумган
в) квасник
г) чайник
9.Как называется село, где в конце 18 в. возник художественный промысел,
для которого характерна миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из
папье-маше?
а) Хохлома
б) Федоскино
в) Палех
г) Мстера
10.Какой русский город с конца 19в. Прославился своими глиняными
игрушками?
а) Сергиев Посад
б) Мастера
в) Гжель
г) Хотьково
11.Назовите российский город, известный с конца 19в своей расписной
деревянной посудой?
а) Сергиев Посад
б) Палех
в) Хохлома
г) Хотьково
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
1
1
в
а
в
в
б
г
б
в
б
а
в
Приложение 5
«Народные промыслы» 2 –й год обучения
1. Материал для изготовления филимоновской игрушки
а) дерево
б) глина
в) металл
г) пластилин
2. Из какого материала изготовлены жостовские подносы
а) дерево
б) глина
в) металл
г) пластилин
3. Звуками свистулек на народных гуляньях зазывали
а) лето
б) зиму
в) осень
г) весну
4. Деревянные расписные ложки делают мастера из
а) Хохломы
б) Городца
в) Гжели
г) Павлово-Посада
5. Два вида письма "фоновое" и "верховое" используются в
а) городецкой росписи
б) гжельской росписи
в) хохломской росписи
г) жостовской росписи
6. "Розан" и "Купавка" основные элементы росписи
а) Хохломы
б) Гжели
в) Городца
г) Жостова
7. Длинные шеи у животных характерны для
а) филимоновской игрушки
б) дымковской игрушки
в) полохов-майданской игрушки
г) богородской игрушки
8. Прототип матрешки родом из
а) Японии
б) Германии
в) Франции
г) Индии
9. В каком промысле используют технику "майолика" (роспись по сырой
эмали)
а) Гжельская посуда
б) Жостовские подносы
г) Хохломские изделия
10. Цветовая палитра для росписи филимоновской игрушки
а) черно-белая
б) основные цвета
в) многоцветная
г) бело-синяя
11. Токарная разъемная игрушка, состоящая из 7 и более штук
а) богородская игрушка
б) филимоновская игрушка
в) дымковская игрушка
г) матрешка
12. Печатные платки с пышными цветами
а) вологодские
б) оренбуржские
г) мценские
г) павловопосадские
13. Игрушка, в росписи которой используется сусальное золото и серебро
а) филимоновская
б) богородская
в) дымковская
г) полохов-майданская
14. Барыни с пышными красивыми головными уборами характерны для
а) дымковской игрушки
б) филимоновской игрушки
в) богородской игрушки
г) полохов-майданской игрушки
15. Мотивы какой росписи изображены на рисунке
а) хохломская
б) городецкая
в) филимоновская
г) дымковская
16. Резная игрушка, которая появилась в Подмосковье
а) матрешка
б) богородская
в) городецкая
г) полохов-майданская
Ответы:
1.б 2.в
3.г 4.а
5.в 6.в
14.а15.в16.б
7.а 8.а
9.а10.б11.г12.г13.в
Приложение 6
Тест по художественной росписи: «Традиции городецкой росписи» 1 –
год обучения
1.
Основа
городецкого
цветка
А.
круг
Б.
овал
В. Завиток
2.
Традиционные
А.
цвета
городецкой
белый,
Б.
красный,
зеленый,
голубой,
голубой,
синий,
росписи
синий
белый,
черный
В. золотой, красный, черный
3.
Этапы
А.
подмалевка,
Б.
подмалевка,
городецкой
росписи
теневка,
разживка
теневка,
В. подмалевка, теневка, разбел, бликовка, чертежка
4. Городецкая роспись зародилась
А. в Москве
Б. в Палехе
В. в Поволжье
5. Круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна
А. теневка
Б. подмалевка
В. Оживка
6. Простые элементы городецкой росписи
А. круги, скобки, точки
Б. капли, дуги, штрихи, спирали
В. листья, бутоны, цветы
7. Городецкий конь символ
А. счастья
Б. здоровья
оживка
В. Богатства
8. Виды городецких птиц
А. павлин, петух, голубь, кукушка, лебедь, фазан
Б. голубь, фазан, лебедь
В. лебедь, кукушка, утка, петух, фазан, павлин
9. Основные цветочные мотивы
А. розан, бутон, ромашка, купавка
Б. купавка, ромашка, розан, пион
В. ромашка, роза, купавка, розан, бутон
10. Схема цветочной композиции
А. овал
Б. треугольник
В. Ромб
Ответы к тесту.
1 234 56 7 8 9 1
0
АББВББААВВ
Приложение 7
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
Объект
наблюдени
Уровень результата обученности
(критерий оценки)
Кол-во
баллов
Методы
диагностики
я
1год обучения
Зона
потенциального
развития
учащегося
(вводная
диагностика)
1.
Имеет
фрагментные
знания
о
0, 1, 2, 3,
Собеседование,
декоративно-прикладном творчестве, народных 4, 5, 6, 7, 8, 9, педагогическое наблюдение.
промыслах, играх.
10.
2. Имеет представление о материалах и
инструментах по лепке из глины и соленого
теста.
3. Умеет владеть кистью.
4. Умеет организовать свое рабочее место.
5. Умеет аккуратно выполнить работу.
Уровень
1. Наличие некоторых знаний о народной
1, 2, 3, 4,
Карточки-задания,
соответствия
культуре, промыслах, традициях.
5, 6, 7, 8, 9, 10.
Тестирование,
самостоятельная
теоретических и
2. Понимает употребляемые термины.
работа, анкетирование.
практических
3. Умеет по образцу лепить простейшие
знаний умений сувениры из соленого теста.
учащегося
4. Умеет правильно смешивать цвета и
программным
расписывать изделия.
требованиям
5. Выполняет практические задания с
(текущая
элементами творчества.
диагностика)
6. Умеет правильно организовать рабочее
место.
7. Имеет навыки соблюдения в процессе
деятельности правил техники безопасности.
8. Умеет аккуратно выполнять работу.
9. Проявляет интерес к выбранному виду
деятельности.
Уровень
1. Использует знания о народной глиняной
1, 2, 3, 4,
Творческая работа, выставка,
сформированигрушке в конкретных условиях.
5, 6, 7, 8, 9, 10.
тестирование.
ностиконкр
2. Осмысленно и правильно использует
етных
ЗУН терминологию в практических ситуациях.
(итоговая
3. Умеет самостоятельно лепить сувениры
диагностика)
из соленого теста, и в технике папье - маше
4. Умеет аккуратно выполнять работу.
5. Выполняет практические задания с
элементами творчества.
6. Умеет правильно организовать рабочее
место.
7. Умеет применять знания по технике
безопасности в процессе учебной деятельности.
8. Умеет оценивать уровень своей работы,
сравнивать с другими.
Достижения обучающегося:
на городском уровне;
на областном уровне;
на районном уровне;
на уровне ЦДТ;
на уровне творческого объединения.
2 год обучения
Вводная
диагностика
Является
результатом
диагностики 1 года обучения.
Текущая
диагностика
1. Знает историю развития народной
1, 2, 3, 4,
Карточки-задания,
игрушки.
5, 6, 7, 8, 9, 10.
тестирование.
2.
Знает
технологию
изготовления
современной керамики.
3. Умеет составлять простые сюжетные
композиции.
4. Умеет правильно подбирать цветовую
гамму.
5. Умеет самостоятельно работать со
специальной литературой.
6. Умеет аккуратно выполнять работу.
1. Применяет знания и умения в
1, 2, 3, 4,
Смотр ЗУН, аукцион знаний,
практических работах.
5, 6, 7, 8, 9, 10.
творческая работа,
выставки,
2. Знает все правила лепки и росписи
конкурсы.
сувенирных изделий.
3. Умеет самостоятельно составлять
композиции из, соленого теста и в технике папье
– маше.
4. Умеет осмысленно и правильно
использовать
методический
материал
и
выполнять творческие работы.
5. Умеет аккуратно выполнять работу.
6. Умеет в совершенстве организовать свое
Итоговая
диагностика
итоговой
1, 2, 3, 4,
5, 6, 7, 8, 9, 10.
рабочее место.
7. Умеет в совершенстве применять знания
по ТБ в процессе творческой деятельности.
8. Участвует в анализе творческих работ.
9. Проявляет стремление к сотрудничеству
в
групповой
деятельности
(коллективные
работы).
Достижения обучающегося:
на областном уровне;
на городском уровне;
на районном уровне;
на уровне ЦДТ;
на уровне творческого объединения.
Диагностика проводится по 10-ти бальной системе:
0-3 – низкий уровень;
4-7 – средний уровень;
8-10 – высокий уровень.
Выпускник данного объединения должен быть творчески активной личностью, знать технологию изготовления
сувениров в технике папье - маше и поделок из соленого теста, обладать широким кругозором, эстетическим вкусом,
отличаться развитым произвольным вниманием и памятью, творческим мышлением.
Приложение 8
Диагностика достижений обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей разноуровневой программе «Народный сувенир» (1-й год обучения)
Название объединения «Истоки народной игрушки»
Направленность – художественная
Педагог дополнительного образования
Уровень
подбор цветового
Знать
решения.
технологию
изготовления
изделий в технике
Способы
папье-маше.
лепки. Соблюдает
пропорции,
выразительность
форм Навыки
изделия.
работы
Рецепты соленогос
материалами:
теста.
тестом,
Знать
гуашью,
клеем.
историю Гжельской
посуды,
колорит,
элементы росписи.
Знание
техники
безопасности при
работе
с
Применение
инструментами
и
полученных
материалами.
навыков при работе
над изделием.
Итого баллов
Знать
историю
Дымковской
игрушки,
колорит,
Основы
элементы
росписи.
цветоведения,
Параметры диагностики
Организация
рабочего места.
п Фамилия,
/ имя ребенка
п
о ф м о ф м о фм о ф м о ф м о ф м о ф м о ф м о ф м о ф м о
1
2
Учебный год – 20_ – 20_ г.г.
Октябрь – высокий – _%, средний – _%, низкий - _%
Февраль – высокий – _%, средний – _%, низкий - _%
ф
Май – высокий – _%, средний – _% , низкий - _%
Сроки диагностики: Входная диагностика – октябрь (о), промежуточная диагностика – февраль (ф), итоговая
диагностика – май (м).
Уровни развития: низкий, средний, высокий.
Критерии оценки по каждому параметру:
Высокий уровень:
- Ребенок самостоятельно организует рабочее место и убирает за собой, без напоминания взрослого. Знает историю
Дымковской игрушки, колорит, подбирает элементы росписи. Знает основы цветоведения, подбирает цветовую гамму для
росписи изделий. Знает поэтапную технологию изготовления изделий в технике папье-маше. Знает 2 рецепта соленого
теста, использует все известные способы лепки, соблюдает пропорции, выразительность предмета.
Знает историю
Гжельской посуды, колорит, элементы росписи. Освоил практически весь объем навыков ТБ при работе с инструментами и
материалами (тестом, гуашью, клеем), всегда соблюдает их в процессе работы. Всегда применяет полученные навыки при
работе над изделием, соблюдает самостоятельность замысла, оригинальность изображения.
Средний уровень:
- Ребенок организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога. Знание истории Дымковской
игрушки, колорита, элементов росписи составляет более ½ программного материала. Знает основы цветоведения не
полностью, подбирает цветовую гамму для росписи изделий с помощью педагога. Знает, но путает поэтапное изготовление
изделий в технике папье-маше. Знает 1основной рецепт соленого теста, использует не все известные способы лепки, не
всегда соблюдает пропорции, выразительность предмета. Знание истории Гжельской посуды, колорита росписи составляет
более ½ программного материала, элементы росписи выполняет не точно. Объем навыков ТБ при работе с инструментами и
материалами (тестом, гуашью, клеем) составляет более ½ программного материала, соблюдает их в процессе работы после
напоминания педагога. Не всегда применяет полученные навыки при работе над изделием, с помощью педагога соблюдает
замысел, оригинальность изображения.
Низкий уровень:
- Ребенок испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном
контроле и помощи педагога. Не знает историю Дымковской игрушки, колорита росписи, элементов росписи составляет
более ½ программного материала. Не знает основы цветоведения, подбирать цветовую гамму не умеет. Не знает поэтап ное
изготовление изделий в технике папье-маше. Рецепт
соленого теста, способы лепки не знает, пропорции, выразительность предмета не соблюдает. Знание истории
Гжельской посуды, колорита росписи составляет менее ½ программного материала, элементы росписи не выполняет.
Объем навыков ТБ при работе с инструментами и материалами (тестом, гуашью, клеем) составляет менее ½ программного
материала, не соблюдает их в процессе работы. Не применяет полученные навыки при работе над изделием, ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Условные обозначения диагностики: 0,1,2,3 балла (от низкого к высокому).
Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов.
Максимальное число баллов – 27. Низкий уровень (н) – 0 – 7 баллов, средний (с) – 8 – 17 баллов, высокий (в) – 18 – 27
баллов.
Приложение 9
Диагностика достижений обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей разноуровневой программе «Народный сувенир» (2-й год обучения)
о фмо фмо фмо фм
офм о ф мо ф
мо ф м о ф м о ф
м
о
Уровень
Итого баллов
Свободное
владение
материалом,
Основы
и
инструментами
и
виды композиций
приспособлениями
из соленого теста.
Русская
матрешка. История
промысла.
Знать
историю
Городецких
Умение
изделий,
колорит,
пользоваться
элементы росписи.
подручными
материала
Владение
ми как
одним из вариантов
терминологией:
композиция,
декорировани
я изделия. решение,
цветовое
сюжет,Изготовление
эскиз,
городецких
панно,
серия,
сувениров
рельеф, фактура ив
технике
папье –
т.д. История
маше.
Виды
народного
композиций.
промысла
–
хохлома. Колорит и
формаНародные
изделий,
промыслы,
особенности
творческийпроет.
росписи.
Параметры диагностики
Организация
рабочего места.
п Фамилия
/ , имя ребенка
п
ф м
1
2
Октябрь – высокий – _%, средний – _%, низкий - _%
Февраль – высокий – _%, средний – _%, низкий - _%
Май – высокий – _%, средний – _% , низкий - _%
Сроки диагностики: Входная диагностика – октябрь (о), промежуточная диагностика – февраль (ф), итоговая
диагностика – май (м).
Уровни развития: низкий, средний, высокий.
Критерии оценки по каждому параметру:
о ф
Высокий уровень:
- Ребенок самостоятельно организует рабочее место и убирает за собой, без напоминания взрослого. Свободно
владеет материалом, инструментами и приспособлениями в работе над изделием. Знает основы и виды композиций из
соленого теста. Знает историю народного промысла – русская матрешка. Колорит и форма изделий особенности росписи.
Знает историю Городецких изделий, колорит, элементы росписи. Умеет находить и пользоваться подручными материала ми
как одним из вариантов декорирования изделия. Владение терминологией: специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием. Владеет техникой «Папье - маше», знает технологию изготовления поделок из
бумажной массы в полном объеме. История народного промысла – хохлома. Колорит и форма изделий, особенности
росписи. Самостоятельно подбирает сюжеты на определённую тему, проявляет творчество и фантазию при работе над
изделием.
Средний уровень:
- Ребенок организовывает рабочее место и убирает за собой только при напоминании педагога. Работает с
материалом, инструментами и приспособлениями в работе над изделием с помощью педагога. Знание основ и видов
композиций из соленого теста составляет более ½ программного материала. Не в полном объеме знает историю народного
промысла – русская матрешка. Знает историю Городецких изделий, колорит, элементы росписиболее ½ программного
материала. Умеет пользоваться подручными материалами как одним из вариантов декорирования изделия, после
напоминания педагогом. Владение терминологией: сочетает специальную терминологию с бытовой. Владеет техникой
«Папье - маше», знает технологию изготовления поделок из бумажной массы более ½ программного материала. Освоил
История народного промысла – хохлома. Колорит и форма изделий, особенности росписиболее ½ программного материала.
Видит необходимость принятия творческих решений на определённую тему, выполняет практические задания с элементами
творчества с помощью педагога.
Низкий уровень:
- Ребенок испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном
контроле и помощи педагога. Не пользуется специальными приборами и инструментами; испытывает серьезные
затруднения при работе с оборудованием. Знание основ и видов композиций из соленого теста составляет менее ½
программного материала. Не знает историю народного промысла – русская матрешка. Знает историю Городецких изделий,
колорит, элементы росписименее ½ программного материала. Умеет пользоваться подручными материалами как одним из
вариантов декорирования изделия, но не использует в работе над изделием. Владение терминологией: знает отдельные
специальные термины, но избегает их употреблять. Владеет техникой «Папье - маше», знает технологию изготовления
поделок из бумажной массы менее ½ программного материала. Освоил технику изготовления рамок для фотографий из
соленого тестаменее ½ программного материала. В основном, выполняет задания на основе образца.
Условные обозначения диагностики: 0,1,2,3 балла (от низкого к высокому).
Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов.
Максимальное число баллов – 30. Низкий уровень (н) – 0 – 9 баллов, средний (с) – 10 – 20 баллов, высокий (в) – 21 –
30
баллов.