ДООП Призывник

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность(профиль) общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Призывник»

имеет

физкультурно-спортивную

направленность,

направление – патриотическое, военно-прикладной спорт.
Актуальность программы
Актуальность программы, программа «Призывник» разработана в
соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской
Федерации. Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка;
Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ.
Рабочая программа предполагает необходимость формирования у
подрастающего

поколения

нравственных,

морально-психологических,

этических и физических качеств, среди которых большое значение имеют
патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и
готовность к его защите.
На

физическое

развитие

человека

влияют

наследственность,

окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и
быта, питание, физическая активность, занятия спортом.
Программа дополнительного образования «Призывник» направлена на
формирование и поддерживание физического развития обучающихся.
Занятия

ОФП

общедоступны

благодаря

разнообразию

видов,

огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно
заниматься без специальной подготовки.
При выполнении программы обеспечивается достижение поставленных
образовательным учреждением целей и задач по воспитанию полноценной,
2

творчески и физический развитой личности и подготовке детей к
самостоятельной взрослой жизни.
Успешное

выполнение

поставленных

задач,

стоящих

перед

вооружёнными силами, по защите нашего государства тесно связано с
качеством подготовки молодежи допризывного возраста к службе в армии. В
последние десятилетия наблюдается низкий уровень состояния здоровья и
физического развития молодёжи, подлежащих призыву на военную службу;
небольшие объемы физической нагрузки на занятиях по физическому
воспитанию в образовательных учреждениях; мало развитие военноприкладных видов спорта. Отсутствие в образовательных учреждениях
перечня требований к психологической, интеллектуальной и физической
подготовленности юношей допризывного возраста к военной службе;
отсутствие системы подготовки к военной службе, начиная со школьного
возраста.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
определена не только государственная политика в области образования, но и
дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей
Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов,

проявляющего

национальную

и

религиозную

терпимость.

Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления
экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности,
отлаженной

работы

всей

системы

патриотического

воспитания

подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Поэтому
эффективность физической подготовленности обучающихся школьного
возраста

будет

в

посещении

дополнительных

занятий

патриотических клубах.
Отличительная особенностьпрограммы
3

в

военно-

Нововведением данной программы является включение основ военной
подготовки обучающихся с использованием популярного вида спорта
пейнтбол, Страйк бол, в первую очередь это доступность, возможность в
реальных условиях отработать тактическую подготовку, меткость стрельбы и
ведение боя.
Программа представляет собой определенную систему содержания,
форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Работа

по

военно-патриотическому

воспитанию

проводится

комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие
интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть основами военноприкладных видов спорта. Программу при необходимости возможно
реализовывать в дистанционном формате. Дети будут зачислены в военнопатриотический клуб «Призывник».
Программа является одним из звеньев образовательно-воспитательной
системы

муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного

образования «Центр детского творчества г. Верхотурья Свердловской
области»

и

формирования

рассчитана,

прежде

патриотизма,

всего,

на

устойчивого

создание

условий

для

желания

обучающихся

объединения вести здоровый образ жизни, стремления к саморазвитию и
самореализации в социуме через социализацию, строящуюся на укреплении
своего здоровья и повышения образовательного уровня.
Участие обучающихся объединения в досуговых мероприятиях ЦДТ
позволяет, с одной стороны через смену рода деятельности, оградить их от
замкнутости
сформировать,

круга

общения,

с

другой,

помимо профессиональных

-

повышает

задатков,

возможность

коммуникативно-

личностные качества необходимые для адаптации в социуме.
Таким

образом,

программа

не

только

значима,

актуальна

и

целесообразна, она еще и перспективна, и востребована в условиях города и
района.
4

Адресатпрограммы
В реализации данной программы нуждаются обучающиеся юноши и
подростки 12-17 лет. Рекомендуемый минимальный состав группы: от 7 до
12 человек.
Учитывается состояние здоровья и желание заниматься военной и
физической подготовкой.
Краткая характеристика обучающихся по программе
Средний школьный возраст 12-14 лет — самый благоприятный для
творческого развития. В этом возрасте обучающимся нравится решать
проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и
следствие. Им нравится высказать свое мнение и суждение. Самому решать
проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых
главных моральных проблем среднего школьного возраста является
несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками,
действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных
идеалов неустойчива. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет
возможность самовыражения и самореализации. Обучающимся будет
интересна

деятельность,

которая

служит

активному

самовыражению

подростков и учитывает их интересы.
Большое значение для обучающихся 15-17 лет имеет та сфера, в
который ребёнок реализует себя. Например, в процессе общественно
полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и
признается окружающими как равноправный член общества, создаются
оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании,
для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как
личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех,
постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение от
сознания своей общественной ценности. В такой общественно полезной
5

деятельности происходит развитие адекватного ей мотива — от желания
подростка показать, проявить себя, когда другие выступают лишь средством
для удовлетворения этого желания, до мотива принесли пользу другим
людям, где другие выступают целью его деятельности.
При наборе обучающихся принимаются все желающие, относящиеся к
основной группе здоровья. Перед многодневным походом и спортивными
соревнованиями каждый член группы должен предоставить допуск врача.
При

приеме

обучающихся

в

физкультурно-спортивное

объединение

родители (законные представители) заполняют заявление с просьбой о
зачислении их детей.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Объёмпрограммы
Объём программы - 210 часов.
Сроки освоенияпрограммы
Объем программы – 210 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.

Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Уровень сложности
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию
общедоступных

и

универсальных
6

форм

организации

материала,

минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения

содержания

общеразвивающей программы.
Перечень форм обучения
Программой предусмотрены фронтальная, индивидуально-групповая,
групповая, формы обучения.
Фронтальная. Предполагает подачу учебного материала всему
коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная
форма

способна

создать коллектив

единомышленников,

способных

воспринимать информацию и работать творчески вместе.
Индивидуально-групповая. Предполагает самостоятельную работу
обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со
стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка,
содействовать

выработке

стремления

и

навыков

самостоятельного

творчества. Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные
качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность,
точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет
готовить обучающихся к участию в соревнованиях и конкурсах.
Групповая. Ориентирует обучающихся на создание «команд», которые
выполняют более сложные работы. Данная форма позволяет ощутить
помощь

со

стороны

друг

друга,

учитывает

возможности

каждого,

ориентирована на скорость и качество работы.
Перечень видов занятий
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1. теоретические (беседы, лекции, викторины, информационные занятия,
презентации, видео просмотры).
2. практические (тренировки, экскурсии, встречи, практикумы, спортивные
игры, мастер-класс, практическое занятие, работа с документами, полевые
выходы на природу, походы).
7

Перечень форм подведения итогов реализации
дополнительнойобщеразвивающей программы
В

процессе

реализации

программы

«Призывник»

используются входной, промежуточный и итоговый контроль, который
проводится в начале освоения программы, в апреле и мае, а также текущий
контроль, проводимый в форме зачетов по каждому разделу: сдача
нормативов на время и правильность по физической и теоретической
подготовке, выполнение практических заданий за контрольное время,
решение

заданий-тестов,

опрос

по

темам

занятий,

наблюдение

за

правильностью выполнения практических заданий во время учебнотренировочного занятия и занятия на местности, участие в соревнованиях и
различных мероприятии, выполнение спортивных разрядов, участие в
походах.

8

1.2. Цели и задачиобщеразвивающей программы
Цель
Развитие

у

обучающихся

гражданственности,

патриотизма

как

важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование
умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни
общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях
мирного

и

военного

времени,

высокой

ответственности,

дисциплинированности.
Задачи
Обучающие: Начальная военная подготовка, Овладение приёмами
рукопашного боя. Овладение общими туристическими навыками и оказанием
первой доврачебной помощью.
Воспитательные: привить верность к отечеству, готовность к
достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга
и обязанностей.
Развивающие: Всестороннее гармоничное развитие личности как
умственной так физической составляющей.

9

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Количество часов
№п/п

Название модуля, темы
Всего

Теория

Практи
ка

1

1

0

1

1

0

Формы
аттестац
ии

Вводное занятие
1

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)

Беседа

Общественно-государственная
подготовка
2

2

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Военная история Отечества

3

4

5

6

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Состав и назначение Вооружённых
сил Российской Федерации
Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Строевая подготовка

0

2

0

2

7

7

0

7

0

7

1

1

0

1

0

1

Практиче
ское
занятие
Тест
Практиче
ское
занятие
Опрос
Практиче
ское
занятие
Опрос

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Основы медицинских знаний
Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Основы огневой подготовки

7

2

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
10

15

5

10

15

0

15

10

4

6

10

0

10

32

5

27

32

0

32

Практичес
кое
занятие
Беседа
Практичес
кое
занятие
Опрос,
тест
Практиче
ское

занятие

Основы тактической подготовки
8

9

10

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Основы военной топографии

20

4

16

20

0

20

15

6

9

9

0

9

5

2

3

5

0

5

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Радиационная, химическая и
биологическая защита
Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Всего:

210

38

Практичес
кое
занятие
Тест,
опрос
Практичес
кое
занятие
Опрос,
беседа
Практичес
кое
занятие

172

Учебный (тематический) план
№п/п

2

2.1

Количество часов

Название модуля, темы
Всего
1

Теория
1

Практика
0

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)

1

1

0

Общественно-государственная
подготовка

2

2

0

Беседа

2

0

2

Практиче
ское
занятие

1

1

0

1

0

1

Вводное занятие
1

Формы
аттестац
ии

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Основы конституционного строя
Российской Федерации.
ОФП РБ.

11

2.2

Государственные
символы
Российской Федерации.
ОФП РБ.
Военная история Отечества

3

3.1
3.2
3.3
3.4

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Страницы воинской славы.
ОФП РБ.
Полководцы и герои.
ОФП РБ.
Великая победа великого народа.
ОФП РБ.
Место подвигаАфганистан.
ОФП РБ.

5

5.1

5.2

5.3

5.4

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Строевой устав Вооружённых
сил РФ.
ОФП РБ.
Одиночная строевая подготовка
выполнение команд.
ОФП РБ.
Одиночная строевая подготовка
повороты на месте и в движении.
ОФП РБ.
Строевая подготовка в составе
подразделения строевые приёмы
на месте и в движении.
ОФП РБ.

0

Беседа

1
7

0
7

1
0

Тест
Практиче
ское
занятие

0

7

1
1
1
1
3
3
2
2
1

1
0
1
0
3
0
2
0
1

0
1
0
1
0
3
0
2
0

1

0

1

Практиче
ское
занятие

1

1

0

Опрос

1
15

0
5

1
10

Опрос

15

0

15

1

1

0

1
3

0
1

1
2

3
3

0
1

3
2

3
4

0
1

3
3

4

0

4

4

4.1

1

7

Состав и назначение
Вооружённых сил Российской
Федерации
Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Назначение Вооружённых сил,
виды и рода войск.
ОФП РБ.
Строевая подготовка

1

12

Тест
Тест

Опрос

Практичес
кое
занятие
Опрос
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие

5.5

6

6.1

6.2
6.3

6.4

7

7.1

7.2

7.3

Строевые приёмы с оружием.
ОФП РБ.

4
4

1
0

3
4

Основы медицинских знаний

10

4

6

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)

10

0

10

Оказания первой медицинской
помощи в неотложных
ситуациях.
ОФП РБ.
Ранения и кровотечения
ОФП РБ.
Первая доврачебная помощь при
ранениях и кровотечениях.
ОФП РБ.
Первая доврачебная помощь при
переломах костей, вывихах и
ушибах.
ОФП РБ.
Основы огневой подготовки

3

1

2

3

0

3

1
1
3

1
0
1

0
1
2

3
3

0
1

3
2

3
32

0
5

3
27

32

0

32

1

1

0

0

1

3

1

2

3
8

0
1

3
7

8

0

8

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Требования безопасности при
обращении с оружием и
боеприпасами, меры
безопасности при проведении
стрельб.
ОФП РБ.
Основы стрельбы из стрелкового
оружия. Меткость и выбор цели.
Выбор
прицела
и
точки
прицеливания.
Корректировка
стрельбы.
ОФП РБ.
Назначение и боевые свойства
автомата Калашникова.
Устройство и принцип работа
автоматики. Порядок неполной
разборки и сборка.
ОФП РБ.

1

13

Практичес
кое
занятие
Беседа
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Беседа
Практичес
кое
занятие
Беседа
Практиче
ское
занятие
Опрос,
тест
Практиче
ское
занятие
Опрос

Опрос
Практичес
кое
занятие

Тест
Практичес
кое
занятие

7.4

7.5

8

8.1

8.2

8.3

8.4

9

9.1

9.2

9.3

Снаряжение магазина
патронами. Изготовка к
стрельбе, производство стрельбы
из положения лёжа, с колена,
стоя.
ОФП РБ.
Практическая стрельба из
пневматической винтовки.
ОФП РБ.
Основы тактической подготовки

4

1

3

4

0

4

16

1
0

15

16
20

4

16
16

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Выбор места для наблюдения и
ведения огня.
ОФП РБ.

20

0

20

3

1

2

3

0

3

Самоокапывание и маскировка.
ОФП РБ.

3
3

1
0

2
3

Способы передвижения солдата
в бою.
ОФП РБ.

5

1

4

5

0

5

Тактическая игра на местности.
ОФП РБ.

9
9

1
0

8
9

Основы военной топографии

15

6

9

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Топография – условные знаки.
Определение расстояний по врем
ени движения.
ОФП РБ.
Понятие о местных предметах и
топографических знаках.
ОФП РБ.

9

0

9

2

1

1

2
2

0
1

2
1

2

0

2

Ориентирование на местности
без карты.
ОФП РБ.

3

1

2

3
14

0

3

Практичес
кое
занятие

Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие

Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Тест,
опрос
Практичес
кое
занятие
Опрос
Практичес
кое
занятие
Тест
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие

9.4

9.5

9.6

10

10.1

10.2

Ориентирование на местности по
азимуту.

3

Топографические карты, их
назначение и характеристика.
ОФП РБ.

2

1

1

2

0

2

Ориентирование на местности по
карте.

3

1

2

Радиационная, химическая и
биологическая защита

5

2

3

Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя (1 час
каждое занятие)
Назначение и устройство
фильтрующего противогаза.
ОФП РБ.

5

0

5

2

1

1

2

0

2

Назначение, состав, одевание,
снимание, укладка (ОЗК).
ОФП РБ.

3

1

2

3

0

3

Всего:

210

1

38

2
Практичес
кое
занятие
Опрос
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Опрос,
беседа
Практичес
кое
занятие
Опрос
Практичес
кое
занятие
Беседа
Практичес
кое
занятие

172

Содержание учебного (тематического) плана
1.

Вводное занятие, общая физическая подготовка, основы

рукопашного боя.
Теория.

Знакомство

с

основными

разделами

программы.

Правила безопасного поведения на занятиях.
2. Общественно-государственная подготовка, общая физическая
подготовка, основы рукопашного боя.
2.1 Основы конституционного строя Российской Федерации
Теория. Изучение главы 1 Конституции Р.Ф. Права и свободы
человека и гражданина.

15

Практика. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное

передвижение,

начальное

обучение

технике

бега.Элементы страховки.
2.2Государственный символы Российской Федерации
Теория.Изучение государственных символов России герб. Флаг. Гимн.
Практика.Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное

передвижение,

начальное

обучение

технике

бега.Элементы страховки.
3. Военная история Отечества, общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя.
3.1 Страницы воинской славы
Теория. Изучение дней воинской славы и памятные даты, города
Герои.
Практика.Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное

передвижение,

начальное

обучение

технике

бега.Элементы страховки.
3.2 Полководцы и герои
Теория. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский,
Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои
Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Практика.Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное

передвижение,

начальное

обучение

технике

бега.Элементы страховки.
3.3 Великая победа великого народа
Теория. Великая Отечественная война. Победа Советского Союза
в Великой Отечественной войне.

16

Практика. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное

передвижение,

начальное

обучение

технике

бега.Элементы страховки.
3.4 Место подвига Афганистан
Теория.

История

военного

конфликта

в

Афганистане,

воины

интернационалисты Свердловской области.
Практика. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное

передвижение,

начальное

обучение

технике

бега.Элементы страховки.
4. Состав и назначение Вооружённых сил Российской Федерации,
общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
4.1 Назначение Вооружённых сил, виды и рода войск
Теория. Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС
РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска.
Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот.
Пограничные войска. Войска Росс гвардии.
Практика. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное передвижение, техника бега по пересечённой местности,
Элементы акробатики.
5. Строевая подготовка, общая физическая подготовка, основы
рукопашного боя.
5.1 Строевой устав Вооружённых сил РФ
Теория.

Изучение

статей

строевого

устава

РФ.

Обязанности

командира, солдата, матроса.
Практика. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное

передвижение,

техника

бега

по

пересечённой

местности.Элементы акробатики.
5.2 Одиночная строевая подготовка выполнение команд.
17

Теория. Строевая стойка, команды: «Становись!», «Равняйсь!»,
«Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»
Практика.

Выполнение

команд:

«Становись!»,

«Равняйсь!»,

«Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!». Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя. Ускоренное передвижение, техника бега по
пересечённой местности.Элементы акробатики.
5.3 Одиночная строевая подготовка повороты на месте и в
движении
Теория. Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг.
Походный шаг.
Практика. Выполнение одиночных строевых приемов и в составе
строя. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя. Ускоренное
передвижение,

техника

бега

по

пересечённой

местности.Элементы

акробатики.
5.4 Строевая подготовка в составе подразделения строевые приёмы
на месте и в движении
Теория. Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг.
Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в
колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Практика. Выполнение одиночных строевых приемов и в составе
строя. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя. Ускоренное
передвижение,

техника

бега

по

пересечённой

местности.Элементы

акробатики.
5.5 Строевые приёмы с оружием
Теория. Строевые приёмы с автоматом Калашникова, на ремень, на
грудь, за спину, положить, в ружьё.

18

Практика. Выполнение одиночных строевых приемов с оружием.
Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя. Ускоренное
передвижение,

техника

бега

по

пересечённой

местности.Элементы

акробатики.
6. Основы медицинских знаний, общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя.
6.1

Оказания

первой

медицинской

помощи

в

неотложных

ситуациях
Теория.Осмотр места происшествия. Осмотр пострадавшего. Признаки
жизни и смерти.
Практика.

Выполнение

осмотра

места

происшествия,

осмотра

пострадавшего. Установление признаков жизни и смерти. Общая физическая
подготовка, основы рукопашного боя. Ускоренное передвижение, техника
бега по пересечённой местности.Элементы акробатики.
6.2 Ранения и кровотечения
Теория. Виды ранений. Виды кровотечений. Способы остановки
кровотечений. Правила наложения жгута.
Практика. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Ускоренное передвижение, техника бега по пересечённой местности.
Элементы акробатики.
6.3 Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях
Теория. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны.
Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Практика. Обработка всех видов ран и наложение повязок на них.
Остановка кровотечения. Наложение жгута. Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя. Ускоренное передвижение, техника бега по
пересечённой местности.Элементы акробатики.
19

6.4. Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и
ушибах
Теория. Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей.
Оказание первой помощи. Правила наложения шин.
Практика: Оказание первой помощи при вывихах, растяжениях,
разрывах связок, переломах конечностей. Наложение шин.
Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя. Разучивание
и тренировка в выполнение физических упражнений. Ударная техника.
7. Основы огневой подготовки,общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя.
7.1 Требования безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами, меры безопасности при проведении стрельб
Теория. Изучения требований и мер безопасности при обращении с
оружием и при проведении учебных стрельб.
Практика. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Разучивание и тренировка в выполнение физических упражнений. Ударная
техника руками.
7.2 Основы стрельбы из стрелкового оружия
Теория.

Меткость

и

выбор

цели.

Выбор

прицела

и

точки

прицеливания. Корректировка стрельбы.
Практика. Практическая стрельба,Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя. Разучивание и тренировка в выполнение
физических упражнений. Ударная техника руками.
7.3 Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
Устройство и принцип работа автоматики. Порядок неполной разборки
и сборка
Теория. Тактико-технические характеристики АК.
20

Практика: Выполнение норматива по разборке, сборке автомата
Калашникова. Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя.
Разучивание и тренировка в выполнение физических упражнений. Ударная
техника руками.
7.4 Снаряжение магазина патронами. Изготовка к стрельбе,
производство стрельбы из положения лёжа, с колена, стоя
Теория. Изучение магазина АК, нормативов по огневой подготовке.
Практика. Выполнение нормативов по огневой подготовке, Общая
физическая подготовка, основы рукопашного боя. Разучивание и тренировка
в выполнение физических упражнений. Ударная техника руками.
7.5 Практическая стрельба из пневматической винтовки
Теория. Изучение правильности стрельбы.
Практика. Стрельба из пневматической винтовки, лёжа, стоя, с
колена.

Общая

физическая

подготовка,

основы

рукопашного

боя.

Разучивание и тренировка в выполнение физических упражнений. Ударная
техника руками.
8. Основы тактической подготовки,общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя.
8.1 Выбор места для наблюдения и ведения огня
Теория. Изучение выбора места на местности для ведения огня.
Практика. Выполнение выбора места на местности. Общая физическая
подготовка,

основы

рукопашного

боя.

Комплексные

занятия

ОФП,

выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах. Ударная
техника ногами.
8.2 Самоокапывание и маскировка
Теория. Изучение способов маскировки и самоокапывание на
местности.

21

Практика. Выполнение маскировки с помощью подручных и
специальных средств. Общая физическая подготовка, основы рукопашного
боя. Комплексные занятия ОФП, выполнение силовых упражнений на
гимнастических снарядах. Ударная техника ногами.
8.3 Способы передвижения солдата в бою
Теория.

Передвижение

солдата

в бою.

Одиночное

в

составе

в бою.

Общая

подразделения и или группы.
Практика.

Выполнение

передвижения

солдата

физическая подготовка, основы рукопашного боя. Комплексные занятия
ОФП, выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах.
Ударная техника ногами.
8.4 Тактическая игра на местности
Теория. Изучения правил и тактики игры в пейнтбол, Страйкбол.
Практика. Игры на местности и специальных площадках, отработка
тактический действий. Общая физическая подготовка, основы рукопашного
боя. Комплексные занятия ОФП, выполнение силовых упражнений на
гимнастических снарядах. Ударная техника ногами.
9. Основы военной топографии, общая физическая подготовка, основы
рукопашного боя.
9.1 Топография условные знаки. Определение расстояния по
времени движения
Теория. Что изучает топография. Характеристика участков местности
по картам. Виды картографического материала, используемого в туристских
походах. Вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на
разных участках местности (по карте).
Практика. Зарисовка топографический знаков. Глазомерная съемка,
корректировка схемы маршрута, нанесение на карту объектов природы.
Индивидуальное

прохождение

туристической
22

полосы

препятствий.

Определение расстояний по времени движения.
подготовка,

основы

рукопашного

боя.

Общая

физическая

Комплексные

занятия

ОФП,

выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах. Ударная
техника ногами.
9.2 Понятие о местных предметах и топографических знаках
Теория. Изучения понятий местных предметов и топографический
знаков.
Практика. Изучение знаков и местных предметов на местности.
Общая физическая подготовка, основы рукопашного боя. Комплексные
занятия ОФП, выполнение силовых упражнений на гимнастических
снарядах. Техника захватов.
9.3 Ориентирование на местности без карты
Теория. Ориентирование по небесным светилам и местным предметам,
с помощью компаса.
9.4 Ориентирование на местности по азимуту
Теория. Что такое азимут, ориентирование по азимуту.
Практика. Ориентирование по азимуту на поле, в лесу, определение
азимута.

Общая

Комплексные

физическая

занятия

ОФП,

подготовка,
выполнение

основы

рукопашного

силовых

упражнений

боя.
на

гимнастических снарядах.Бросковая техника.
9.5 Топографические карты, их назначение и характеристика
Теория. Изучение топографической карты, условные знаки, масштаб.
Измерение расстояния и т.д.
Практика.Чтение

карты.Общая

физическая

подготовка,

основы

рукопашного боя. Комплексные занятия ОФП, выполнение силовых
упражнений на гимнастических снарядах.Боевые приёмы.
9.6 Ориентирование на местности по карте
Теория. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление
карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм
23

рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с
картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и
отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Практика. Работа с картами и схемами. Сопоставление карты с
местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа.
Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без
компаса.

Определение

азимута

и

отработка

навыков

по

азимуту.

Сопоставление способов ориентирования. Общая физическая подготовка,
основы рукопашного боя. Комплексные занятия ОФП, выполнение силовых
упражнений на гимнастических снарядах.Боевые приёмы.
10.

Радиационная,

химическая

и

биологическая

защита,общая

физическая подготовка, основы рукопашного боя.
10.1 Назначение и устройство фильтрующего противогаза
Теория.

Фильтрующие противогазы: устройство,

особенности

применения, принцип работы, для чего предназначены.
Практика. Отработка нормативов по одеванию противогаза. Общая
физическая подготовка, основы рукопашного боя. Комплексные занятия
ОФП, выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах.
Учебные поединки.
10.2 Назначение, состав, одевание, снимание, укладка (ОЗК)
Теория. Назначение, устройство, порядок надевания, снятия, укладки и
переноски защитного комплекта.
Практика. Отработка нормативов по одеванию общевойскового
защитного комплекта (ОЗК). Общая физическая подготовка, основы
рукопашного боя. Комплексные занятия ОФП, выполнение силовых
упражнений на гимнастических снарядах. Учебные поединки.

24

1.4. Планируемые результаты
После

прохождения

общеобразовательной
Ожидается

учебного

материала

общеразвивающей

формирование

и

овладение

по

программе

дополнительной
«Призывник».

обучающимися личностных,

метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1.

уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;

2.

выстраивать последовательность необходимых операций;

3.

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные:
1.

выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;

2.

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии;
3.

уметь работать с информацией.

Коммуникативные:
1.

уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе

совместной деятельности;
2.

работать индивидуально и в группе;

3.

сознавать ответственность за общее дело;

4.

выделять моральное содержание ситуации.

Личностные результаты:
1.

соблюдать дисциплину;

2.

выполнять правила внутреннего распорядка;

3.

осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена

детского коллектива;
4.

способность к самооценке своих действий и поступков;

25

5.

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,

внимательность, помощь;
6.

усвоить гуманистические, демократически и традиционные

ценности многонационального российского общества;
7.

принять чувство ответственности и долга перед Родиной.

Предметные результаты:
знать:
1.

меры безопасности во время занятий;

2.

воинские традиции Советской и Российской армии;

3.

символы воинской чести;

4.

государственную символику России;

5.

элементы строя и обязанности в строю;

6.

материальную часть автомата Калашникова;

7.

тактические действия в бою;

8.

военную топографию, способы ориентирования на местности;

9.

принципы

оказания

первой

медицинской

помощи

в

чрезвычайных ситуациях.
уметь:
1.

выполнять строевые команды на месте и в движении;

2.

выполнять сборку-разборку автомата

АК-74М,

снаряжение

магазина АК-74М;
3.

выполнять приемы рукопашного боя;

4.

организовать ночлег в полевых условиях;

5.

ориентироваться на местности;

6.

выполнять комплексы физических упражнений;

7.

оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях;

8.

оказать помощь при чрезвычайных ситуациях.

26

2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п

Основные характеристики
образовательного процесса

1
2
3
4
5
6
7
8

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9

Выходные дни

35
105
6
210
15
20
15 сентября

С 31.12.2022 г. по 08.01.2023 г. –
зимние
- 4 ноября День Народного единства
- 1-6 и 8 января - Новогодние
каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23-24 февраля - День защитника
Отечества;
- 8 марта - Международный женский
день;
- 1 мая - Праздник весны и труда;

10

- 8-9 мая - День Победы;
31 мая 2023 г.

Окончание учебного года

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Теоретические

занятия

физкультурно-спортивного

объединения

проходят в учебном кабинете на 40 рабочих мест: ученические столы – 20
шт., стулья – 40 шт., стол педагога – 1шт. Помещение светлое сухое,
27

просторное

и

хорошо

проветриваемое,

соответствующее

санитарно–

гигиеническим требованиям.
Практические занятия проходят в спортивном зале и на улице.
Оборудованиедля огневой и тактической подготовки: ММГ АК-74М 5
шт., учебный магазин 1шт., пневматические винтовки 4 шт., щит для
стрельбы 1шт., поле для тактической игры пейнтбол, страйкбол.
Оборудование для Военной топографии: топографическая карта,
оборудованная командирская сумка планшет 1 шт.
Оборудование для общей физической подготовки и рукопашного боя:
спортивный зал, гимнастический турник, татами 7х7 м, боксёрские мешки 2
шт., тренажёр для отработки ударов 1шт.
Оборудование для РХБЗ: общевойсковой защитный комплект 2шт.,
противогазыГП-5 2 шт.
Для проведения походов с ночлегом: палатки 2-ух местные – 2 шт.,
палатка 7-ми местная – 1 шт., спальные мешки – 9 шт., котелок – 1 шт. – 10 л.
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования имеющим среднее или высшее профессиональное образование в
области соответствующей профилю объединения. В рамках своей должности
выявляет физические качества обучающихся, способствует их развитию,
поддерживает

одаренных

и

талантливых

обучающихся,

оказывает

консультативную помощь родителям.
Методические материалы
Перечень

форм

обученияфронтальная,

индивидуально-групповая,

групповая.
Формы организации образовательного процесса, подбираются с учетом
цели и задач, специфики содержания данной образовательной программы и
возраста

обучающихся.

Используемые групповая,

индивидуально-групповая.
28

индивидуальная,

Формы

взаимодействия

субъектов

образовательного

процесса,

ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия
коллективных

решений,

привлечения

родителей,

обучающихся

к

партнерским отношениям.
Педагог

может

увеличивать

или

уменьшать

объемы

учебно-

тренировочных нагрузок и продолжительность занятий во время подготовки
к соревнованиям.
Учебные походы не входят в сетку часов.
Календарный учебный график по данной программе целиком зависит
от особенностей погодных метеоусловий и календарного плана городских и
муниципальных мероприятий.
В зависимости от погодных условий, графика соревнований, походов,
учебный план и количество часов по темам может незначительно меняться.
Все изменения отражаются в календарном учебном графике.
Информационное обеспечение, для успешной реализации программы
используются: мультимедийный проектор, экран.
Для реализации программы используются следующие методические
материалы: календарный график; методическая литература для педагогов
дополнительного образования и обучающихся, ресурсы сети интернет.
Сотрудничество с Региональным центром патриотического воспитания,
центром культуры и молодёжной политики г. Верхотурья, ветеранами
локальных конфликтов в Афганистане и на северном Кавказе.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков. Оценивание
знаний, умений, навыков (предметных, метопредметных и личностных)
осуществляется

по

трём

уровням:

необходимый,

повышенный,

максимальный. Результаты заносятся в таблицу и диагностическую карту.
Приложение 1.
29

Чтобы отследить результаты обучения и воспитания детей по
дополнительной
«Призывник»

общеобразовательной

общеразвивающей

программе

используется ряд диагностических методик. Лист обще

учебных достижений обучающегося.Методика «Карта психологической
характеристики личностного развития» используется для выявления таких
важных социальных характеристик, как: Отношение к делу, отношение к
людям, отношение к себе, волевые качества. Положение ребенка в детском
коллективе.

Назначение

методики:

изучение

обучающихся в общении, а также тесты, задания.
Приложение 2.

30

личностного

поведения

3. Список литературы для педагога
Нормативные документы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием

12.12.1993

с

изменениями,

одобренными

в

ходе

общероссийского голосования 01.07.2020).
2. «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г.).
3. Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от
30.12.2012)«О днях воинской славы и памятных датах России».
4. Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от
04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе».
5. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года №
1416.
«О

совершенствовании

государственной

политики

в

области

патриотического воспитания».
Концепцией

6.

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
7.

Порядком

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр.
Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №196).
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035года».
31

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
11. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Центр детского творчества» утверждённый постановлением
Администрации городского округа Верхотурский от 14.03.2022 г. № 173.
12. Положение о структуре, порядка разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ
ДО «Центр детского творчества» от 24.05.2022г., приказ № 135.
13. Учебный

план МБУ ДО "Центр детского творчества ",

утвержденный 29 августа 2022 г.
14. Годовой календарный учебный график МБУ ДО "Центр детского
творчества ", утвержденный 01 сентября 2022 г.
Литератураиспользованная при составлении программы
1. Подготовка молодёжи к военной службе: учебно-методическое
пособие. /Р.А.Денисов,

С.В.Михайлова; АГПИ им. А.П. Гайдара.

–

Саров: СГТ, 2010. – 161 с. ISBN 978-5-904105-25-9
2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное
пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. — Новосибирск:
Сиб.унив. изд-во, 2010. — 214 с. — (Университетская серия).ISBN 978-5-37901566-4
3. Тактическая подготовка курсантов учебных военных центров:
учебник /
Ю. Б. Торгованов и др; ред. Ю. Б. Торгованов. – Красноярск: Сиб.
федер. ун-т.– 2014. – 552 с.
4. Основы военной службы: Учеб. Пособие для студентов учреждений
сред. Проф. образования / А. Т. Смирнова.-М.: Издательский центр
«Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000. – 240 с. ISBN 5-7995-0538-9
5. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе И.А.Агапова. —
М.: Айрис-пресс, 2002. – 150 с.
32

6. Глыжко, Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт
работы центра доп. образования Л.И.Глыжко, С.А. Пищулин// Внешкольник.
— 2002. — С.11-12.
7. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в
школе С.Рожков // Педагогический вестик. — 2003. — №12.- С.7
8. Федоровская, Г. О критериях оценок при проведении соревнований
военно-патриотической

направленности Г.Федоровская

//

Воспитание

школьников. — 2002. — №10. — С.25-29.
Литература для обучающихся и родителей
1.

Гражданственность,

патриотизм,

культура

межнационального

общения — российский путь развития- Воспитание школьников. -2002. -№7.
-С.8-10.
2. Первая помощь под общей редакцией Ф.Е.Вартаняна.- М.:
Российское общество Красного Креста, 1997.- 215 с.
3. Рощин, А.Н. Ориентирование на местности А.Н.Рощин. – Высшая
школа, 1982. – 98 с.
4. Строевой устав Вооруженных Сил РФ (введен в действие приказом
Минобороны РФ от 11 марта 2006 г. N 111).

33

Приложение 1
Мониторинг уровня подготовки обучающихся
МБУ ДО «Центр детского творчества г. Верхотурье Свердловской области»
на «____» __________20___г
Объединение
________________________________________________________
Количество обучающихся __________________________________________
Количество обучающихся, принявших участие в мониторинге ____________
№ Умения и навыки
п/п
1
2

3

4
5
6

7
8
9

10
11
12

13

14
15

Необходимый Повышенный Максимальный
уровень
уровень
уровень
Теоретическая подготовка

Теоретические знания,
предусмотренные программой
Владение
специальной
терминологией
Практическая подготовка
Практические
умения и навыки,
предусмотренные программой
Владение
специальным
оборудованием и оснащением
Творческие навыки
Основные обще учебные компетентности
Учебно-интеллектуальные
Подбирать и анализировать
специальную литературу
Пользоваться компьютерными
источниками информации
Осуществлять
учебноисследовательскую работу
Коммуникативные
Слушать и слышать педагога,
принимать
во
внимание
мнение других людей
Выступать перед аудиторией
Участвовать в
дискуссии,
защищать свою точку зрения
Организационные
Организовывать свое рабочее
(учебное) место
Планировать, организовывать
работу, распределять учебное
время
Аккуратно,
ответственно
выполнять работу
Соблюдения в процессе
34

деятельности правила ТБ
Итого:
Итого в %

Педагог объединения ________________/________________________
Диагностическая карта
мониторинга результатов обучения обучающихся по дополнительной
образовательной программе
в МБУ ДО «Центр детского творчества г. Верхотурье Свердловской
области»
Объединение ______________________________________
Дополнительная
образовательная
программа
_____________________________________
Год обучения _________________________ Группа № ____________________
Педагог
Фамилия,
воспитанника

имя 1

Сроки
Диагностики
показатели

4месяц
а

2

3

4

5

6

7

4месяц
а

4месяц
а

4месяц
а

4месяц
а

4месяц
а

4месяц
а

Теоретические
знания, предусмотренн
ые программой
Владение специальной
терминологией
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
Владение специальным
оборудованием
и
оснащением
Творческие навыки
Учебно-интеллекттуальные
Подбирать
анализировать
специальную
литературу
Пользоваться

и

35

компьютерными
источниками
информации
Осуществлять учебноисследовательскую
работу
Коммуникативные
Слушать и слышать
педагога, принимать во
внимание
мнение
других людей
Выступать
перед
аудиторией
Участвовать
в
дискуссии, защищать
свою точку зрения
Организационные
Организовывать
свое
рабочее
(учебное)
место
Планировать,
организовывать работу,
распределять учебное
время
Аккуратно, ответственно выполнять работу
Соблюдения в процессе
деятельности правила
ТБ

Формами
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов по программе является аналитический отчёт, данные журнала
посещаемости объединения, материалы тестирования и зачётов (вопросы
тестов, зачётов и анализ результатов), результаты соревнований,
исследований. Результаты вносятся в специальные формуляры – «Протокол
контрольных знаний» и «Протокол аттестации обучающихся».
Протокол контрольных знаний
Направление деятельности ________________________________
Название объединения_____________________________________
Ф.И.О. педагога__________________________________________
Группа, год обучения _____________________________________
Форма контрольного занятия _______________________________
Тема контрольного занятия _________________________________
Дата занятия _____________________________________________
36

№
Ф.И.О.
Уровень усвоения программного материала
п/п Обучающихся
Теория
Практика
высокий достаточный низкий высокий достаточный низкий
1
2
ИТОГО

Дата ___________ Подпись____________
Протокол диагностирования обучающихся
Учебный год ____________________________________________
Объединение ____________________________________________
Ф.И.О. педагога__________________________________________
Форма проведения диагностики ______________________________
№
Ф.И.О.
Уровень усвоения программного материала
п/п Обучающихся
Теория
Практика
высокий достаточный низкий высокий достаточный низкий
1
2
ИТОГО

Дата ___________ Подпись____________

37

Приложение 2
Лист обще учебных достижений обучающегося
ФИО _______________________
№

Критерии

I год обучения
Полугодие

1

Отношение к занятию в
целом: положительное
безразличное
негативное

2

Уровень познавательного
интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда

3

Внимание:
отличное
среднее
легко отвлекается

4

Темп работы:
опережает темп работы
объединения с высоким качеством
работы
опережает темп работы
объединения с недостаточным
качеством работы
соответствует темпу занятия
отстает от темпа занятия

5

Умение организовывать и
контролировать свою работу на
38

Конец года

занятии:
всегда
иногда
никогда
6

Проявление творчества:
всегда
иногда
никогда

7

Обще учебные навыки
освоены: отлично
хорошо
удовлетворительно
плохо

Карта психологической характеристики личностного развития ребёнка
I.Общие сведения о ребенке:
1.Фамилия, имя____________________________________________________
2.Дата рождения___________________________________________________
3.В каком образовательном учреждении обучается______________________
4. Сведения об особенностях функционирования нервной системы ребенка:
4.1. Утомляемость (отмечается одна из позиций):
-

быстро утомляется,

- утомляется после длительной нагрузки,
- практически не утомляется.
4.2

Настроение (отмечается одна из позиций):
- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины,
39

-

адекватная смена настроения,
- стабилен в проявлении настроения.

4.3. Соотношение возбуждения и торможения (отмечается одна из позиций):
- преобладает возбуждение,
- преобладает торможение,
- возбуждение и торможение уравновешены.
5. Успеваемость:
-

успевает выполнить все предложенные задания,

-

выполняет задания при помощи педагога,

-

не успевает выполнять задания за предложенное время.

II. Сведения о семье:
1. Состав семьи:
-

полная,

-

неполная,

-

многодетная,

-

трудная.

III. Проявление личностных качеств в поведении ребенка:
1. Отношение к деятельности:
-

активность,

-

трудолюбие,

-

инициативность,

-

организованность,

-

любознательность,

-

аккуратность.

2. Отношение к людям:
40

-

коллективизм, чувство товарищества,

-

честность,

-

справедливость,

-

бескорыстие,

-

общительность,

-

отзывчивость,

-

вежливость.

3. Отношение к себе:
-

скромность,

-

уверенность в себе,

-

самокритичность,

-

умение рассчитать свои силы,

-

стремление к успеху,

-

самоконтроль.

4. Положение ребенка в детском коллективе:
-

авторитет в группе,

-

симпатии по отношению к нему,

-

проявление агрессии по отношению к ребенку.

Тесты:
«Основы доврачебной помощи»
1.Какие бывают ожоги
а) термические
Химические
электроожоги
лучевые
заражённые

б) термические
электроожоги
химические
лучевые

2.Сколько степеней обморожений
41

в) термические
химические
электроожоги

а) 2

б) 3

в)

4

3.Виды кровотечений
а) наружные
внутренние
смешанные

б) наружные
внутренниевнутренние
сильные
несильные

в) наружные

4.В зависимости от анатомического строения сосуда кровотечения
делятся на
а) артериальное
венозное
капиллярное
паренхиматозное

б) артериальное
венозноевенозное
капиллярное
обширное

в) артериальное
капиллярное

«Военная топография (ориентирование)»
1.Способы ориентирования на местности
а) по карте
по компасу
по небесным светилам
и местным предметам

б) по карте
по компасу
по солнцу

в) по карте
по компасу
по солнцу и звёздам

2.Какую сторону горизонта можно определить по полярной звезде
а) юг

б) север

в) запад

3.Какую сторону горизонта можно определить по солнцу и часам
а) юг

б) север

в) восток

4.Где встаёт солнце летом
а) на юге

б) на севере

в) на востоке

БЛАНК
конкурса-теста «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Команда, город
___________________________________________________________________
Фамилия, имя
____________________________________________________________________
Время окончания выполнения задания ______________
Обведи в кружок правильный ответ как показано на примере:
а) командующих …
б) командиров …
в) командиров …
42

В случае если обведено 2 и более вариантов ответов, ответ засчитывается как
неправильный.
1.

Первой советской наградой периода Великой
Отечественной войны является…

А) медаль «За отвагу»
Б) орден Славы
В) орден Отечественной войны

2.

Датой
начала
Берлинской
операции является …

наступательной

А) 1 мая 1945 года
Б) 16 апреля 1945 года
В) 17 января 1945 года

3.

Кто из перечисленных советских полководцев в
годы Великой Отечественной войны был дважды
награжден орденом «Победа»?

4.

Летом 1944 года Уральский Добровольческий
танковый корпус принял участие в наступательной
операции в составе войск 1-го Украинского фронта.
Как называется операция?

А)
Константин
Константинович
Рокоссовский
Б) Александр Михайлович Василевский
В) Иван Степанович Конев
А) Белорусская операция («Багратион»)
Б) Львовско-Сандомирская наступательная
операция
В) Крымская наступательная операция

5.

6.

7.

8.

В 1944 году Ленинград был полностью освобожден
от вражеской блокады в результате операции
«Январский гром», действиями войск в которой
руководил
Кто с советской стороны подписал «Акт о
безоговорочной
капитуляции
Германии»
в
берлинском предместье Карлхорст 8 мая 1945
года?
Какую дорогу в годы Великой Отечественной
войны называли «Дорогой жизни»?

Кто руководил войсками 3-го Белорусского фронта
в ходе штурма Кёнигсберга в 1945 году?

А) Маршал Советского Союза
Буденный
Б) генерал армии Говоров Л.А.
В) Маршал Советского Союза
Тимошенко
А) Георгий Константинович Жуков
Б) Иосиф Виссарионович Сталин
В) Иван Степанович Конев

Где закончился
боевой
путь
Уральского
Добровольческого танкового корпуса?

С.К.

А) Транссибирскую магистраль
Б) Волжский речной путь
В)
Транспортную
магистраль
Ладожское озеро
А) Георгий Константинович Жуков

через

Б) Александр Михайлович Василевский
В)
Константин
Рокоссовский

9.

С.М.

Константинович

А) в Берлине
Б) в Варшаве
В) В Праге

10.

Каждый второй танк Т-34, принявший участие в А) Кировский завод в Ленинграде
боевых действиях, сошёл с конвейера этого
Б) «Уралмаш» в Свердловске
завода…
В) «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
43

11.

Когда отмечается День воинской славы России
«День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады (1944 год).»?

А) 2 февраля
Б) 27 января
В) 8 сентября

12.

13.

Знамя Победы является ….

Высшим полководческим
являлся….

орденом

в

СССР

А)
официальным
символом
победы
советского народа и его Вооружённых Сил
над фашистской Германией в Великой
Отечественной войне 1941—1945 годов,
государственной реликвией России
Б) государственным символом Российской
Федерации
В) символом Вооруженных Сил Российской
Федерации
А) орден «Победа»
Б) орден Кутузова
В) орден Александра Невского

14.

Какое
животное
изображено
Свердловской области?

на

гербе

А) Соболь
Б) Бурый медведь
В) Лисица

Генерал
армии,
уроженец
деревни
ГилёваТугулымского
района
Свердловской
области, Герой Советского Союза, Герой
Монгольской народной Республики …

А) В.К. Блюхер

16.

Дважды Герой Советского Союза, летчик,
бронзовый бюст которого установлен у здания
Екатеринбургского
суворовского
военного
училища

А) Г.А. Речкалов
Б) М.П. Одинцов
В) А.В. Ворожейкин

17.

Какими орденами
область?

А) двумя орденами Трудового Красного
Знамени
Б) двумя орденами Ленина

15.

18.

награждена

Свердловская

Кто является автором слов Государственного гимна
Российской Федерации?

Б) И.С. Конев
В) И. И. Федюнинский

В) орденом Октябрьской Революции и
орденом Отечественной войны
А) Василий Лебедев-Кумач
Б) Сергей Михалков
В) Василий Жуковский

19.

Дважды Герой Советского Союза, летчиккосмонавт СССР, родившийся на Среднем Урале –
в Красноуральске…

А) Алексей Архипович Леонов
Б) Виталий Иванович Севастьянов
В) Георгий Тимофеевич Береговой

20.

Григорий Андреевич Речкалов родился…

А) 9 февраля 1920 года
Б) 23 февраля 1919 года
В) 9 мая 1919 года

44

Тест «Автомат Калашникова»
1. Автомат Калашникова АКМ предназначен:
1. для уничтожения живой силы противника;
2. для уничтожения живой силы противника, легкой бронированной техники;
3. для уничтожения живой силы противника, легкой бронированной техники, укреплений
противника.
2. Из автомата может вестись огонь:
1. одиночный;
2. автоматический;
3. а и б.
3. Основным видом огня из автомата является:
1. автоматический;
2. одиночный;
3. а и б.
4. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина ёмкостью на:
1. 30 патронов;
2. 35 патронов;
3. 40 патронов.
5. Наиболее действительный огонь по наземным целям:
1. до 300 метров;
2. до 350 метров;
3. до 500 метров.
6. Прицельная дальность стрельбы:
1. 1000 м;
2. 900 м;
3. 1100 м.
7. Дальность прямого выстрела по грудной фигуре:
1. 440 м;
2. 380 м;
3. 300 м.
8. Дальность прямого выстрела по бегущей фигуре:
1. 625 м;
2. 550 м;
3. 600 м.
9. Сосредоточенный огонь из автомата по наземным целям ведется на дальности:
45

1. до 1000 м;
2. до 700 м;
3. до 750 м.
10. Наиболее действительный огонь из автомата по самолетам и парашютистам ведется на
дальности:
1. до 500 м;
2. до 450 м;
3. до 550 м.
11. Темп стрельбы из автомата составляет следующее количество выстрелов в минуту:
1. 600 выстрелов;
2. 800 выстрелов;
3. 900 выстрелов.
12. Боевая скорострельность при стрельбе очередями:
1. 100 выстрелов в минуту;
2. 75 выстрелов в минуту;
3. 150 выстрелов в минуту.
13. Боевая скорострельность при стрельбе одиночными выстрелами:
1. 40 выстрелов в минуту;
2. 50 выстрелов в минуту;
3. 60 выстрелов в минуту.
14. Вес штык – ножа с ножнами:
1. 490 гр.;
2. 150 гр.;
3. 250 гр.
15. Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:
1. ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прикладом, крышки
ствольной коробки, затворной рамы с газовым поршнем, затвора, возвратного
механизма;
2. газовой трубки со ствольной накладкой, ударно – спускового механизма, цевья,
магазина, штык – ножа;
3. а и б.

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».