СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ 1. Общие положения Настоящие положение (далее – Положение) разработано с целью установления единых подходов к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества». Положение предназначено для совершенствования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, повышения их педагогической ценности и методической конкурентоспособности. Положение состоит из двух разделов: первый раздел содержит рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ, второй — конкретизирует особенности разработки и оформления дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных технологий. 1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); 2. Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН); 5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей ‘и взрослых»; 7. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок); 8. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по — дополнительным 2 общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196; 9. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035года». 14. Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» утверждённый постановлением Администрации городского округа Верхотурский от 14.03.2022 г. № 173. 1.2. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению дополнительных (общеразвивающих) программ (далее -дополнительные общеразвивающие программы), а также регламентирует порядок принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МБУ ДО «Центр детского творчества» (далее - «Учреждение»). 1.3. Дополнительная общеразвивающая программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. 1.4. Дополнительная общеразвивающая программа оформляется на основании нормативных документов, указанных в п. 1.1 и настоящего Положения, обсуждается, рецензируется и рекомендуется к утверждению на педагогическом совете, утверждается приказом директора Учреждения. 1.5. По содержанию дополнительная общеразвивающая программа должна соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (технической, художественной, 3 социально-педагогической, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, туристско-краеведческой), реализуемой согласно лицензии, на право ведения образовательной деятельности. 1.6. Содержание программ и сроки обучения по ним определяются Образовательной программой, разработанной и утвержденной Учреждением. 1.7 Проектирование и реализация дополнительных общеразвивающих программ должны строиться на следующих основаниях: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; 1. вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; 2. разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации. 1.8 Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. 1.9. В пределах осваиваемой дополнительной общеразвивающей программы может осуществляться обучение обучающегося/обучающихся по индивидуальному учебному плану. 1.10. Учреждение осуществляет образовательную деятельность, реализуя программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 1.11. При реализации программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия, создаваться необходимые условия для совместного труда (отдыха) обучающихся, родителей (законных представителей). 1.12. Дополнительная общеразвивающая программа должна иметь рецензию с краткой оценкой её структуры и содержания (модифицированная программа внутреннюю рецензию, авторская - внутреннюю и внешнюю). 1.13. Дополнительная общеразвивающая программа хранится у методиста Учреждения, копия у педагога дополнительного образования. 1.14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах обсуждается на педагогическом совете Учреждения и утверждается приказом директора, вводится в действие с указанием даты введения. Срок действия положения не ограничен. 1.15. Обновление дополнительных общеобразовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы производится ежегодно. 1.16. Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года. 4 2. Цели и задачи дополнительных общеразвивающих программ 2.1. Цель Программы – обеспечение обучения, воспитания, развития обучающихся. В связи с этим содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Свердловской области; определенному уровню образования (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах ит.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся). 2.2Задачи образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам могут быть направлены на: формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии; формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся. 5 3. Классификация дополнительных общеразвивающих программ 3.1. Дополнительные общеразвивающие программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская. Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образования в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Примерная (типовая) программа задает базовый минимум по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности);от него исследует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Модифицированная (адаптированная) программа –это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Данная программа должна обсуждаться на методическом (педагогическом) совете и утверждаться руководителем образовательной организации. Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Её разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации, в случае выявления новизны предложений автора, экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. Разрешение на работу по экспериментальной программе дается педагогическим советом и директором Учреждения. Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она создается педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Эта программа предназначена для обучения впервые вводимому курсу, либо предполагает собственный подход автора к традиционным темам. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Информация о прототипе, относительно которого заявляется новизна, является обязательными сходным моментом в создании авторской разработки. Данная программа должна быть рекомендована к использованию педагогическим советом, утверждена руководителем образовательной организации. Официально статус авторской присваивается по итогам экспертизы государственной образовательной организации, имеющей на это законные основания. 6 3.2. По форме содержания и процесса педагогической деятельности могут быть выделены следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные. 3.2.1 Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое: программыдетскихобъединенийсразностороннейподготовкойккакойлибо деятельности по профессии; программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающими по разным образовательным направлениям. 3.2.2 Интегрированные программы объединяют в целые отдельные образовательные области на основе того или иного единства, выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта. 3.2.3 Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы. 3.2.4 Сквозные программы реализуют общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. 3.3. По срокам реализации дополнительные общеразвивающие программы могут быть: - краткосрочными (до 1 года); - долгосрочными (более 1 года). 7 4. Структура дополнительной общеразвивающей программы Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее — общеразвивающая программа) включает: 4. титульный лист; комплекс основных характеристик общеразвивающей программы; комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации; список литературы; 5. приложения. 1. 2. 3. Структура по разделам и подразделам Титульный лист 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Направленность (профиль) общеразвивающей программы: Актуальность программы Отличительные особенности программы Адресат программы Режим занятий Объем программы Срок освоения программы Особенности организации образовательного процесса Формы реализации образовательной программы Уровень сложности Перечень форм обучения Перечень видов занятий Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель Задачи 1.3. Содержание общеразвивающей программы 8 Учебный план Учебный (тематический) план Содержание учебного (тематического) плана 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Предметные результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий, формы аттестации Календарный учебный график Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Методические материалы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы Нормативные документы Литература, использованная при составлении программы Литература для обучающихся и родителей Используемые Интернет ресурсы 4.1 Титульный лист Титульный лист (Приложение 1) должен содержать: наименование учредителя и образовательной организации, гриф принятия (рассмотрения) общеразвивающей программы на заседании методического (педагогического) совета образовательной организации с указанием даты и номера протокола; гриф утверждения общеразвивающей программы с печатью и подписью руководителя образовательной организации, указанием номера и даты приказа; название общеразвивающей программы (должно быть коротким, емким, привлекательным, а главное, отражающим направленность дополнительного образования (далее — ДО) и содержание программы); возраст обучающихся; 9 4.2. срок реализации общеразвивающей программы; ФИО, должность автора-разработчика (составителя) общеразвивающей программы; территория. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 4.2.1 Пояснительная записка должна содержать. Направленность (профиль) общеразвивающей программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная. Актуальность общеразвивающей программы (своевременность, современность, соответствие потребностям времени) раскрывается через соответствие образовательной программы: нормативным правовым актам и государственным программным документам (перечисление современных нормативно правовых актов, послуживших основанием для разработки данной программы и государственных программных документов, подтверждающих необходимость развития данной направленности ДО); о региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам (особенности развития региона, конкретной территории, социальный заказ муниципального образования, потенциал образовательного учреждения); потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой обучающимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами). Отличительные особенности программы, новизна (при наличии показателя) в данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа, можно назвать программы и авторов, чей опыт обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы, в чем отличие (если есть) от аналогичных программ. Новизна и отличия могут содержаться в постановке образовательных задач, в построении учебного плана, в содержании занятий, в применяемых методах и приемах, в использованной разработчиком литературе, в основных идеях, на которых базируется программа. 10 Адресат общеразвивающей программы — возраст и категория обучающихся (краткая характеристика возрастных особенностей и иных медикопсихологопедагогических характеристик обучающихся, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной, в соответствии с профилем программы). В этом пункте так же необходимо указать условия приема детей: систему набора в группы (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье); принципы формирования учебных групп. Указать минимальную и максимальную наполняемость групп. № группы/ год обучения Наполняемость групп Возраст обучающихся Минимальная Максимальная Режим занятий — периодичность и продолжительность занятий. Пример: Продолжительность одного академического часа - 45 мин, Перерыв между учебными занятиями — 10 минут. Общее количество часов в неделю — 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность части образовательной программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах. Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения. Количество часов указывается в академических часах. Пример: Объем программы — 360 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения: год обучения: 144 часа в год, 2 год обучения: 216 часов в год. Объем программы — 16 часов. Программа рассчитана на З Недели обучения (в каникулярный период) Особенности организации образовательного процесса. Формы реализации образовательной программы: 11 Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации. В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия1 участвуют, как минимум, две образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность (на титульном листе должны быть указаны грифы утверждения обеих организаций, в программе прописывается участие каждой организации в реализации своей части программы). Модульные программы - программы, построенные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. При разработке программ с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения указываются имеющиеся технические возможности, а также условия, при которых организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате может реализовываться как вся программа, так и ее часть (курсы, модули). Особенности разработки данных Методические рекомендации. Алгоритм организации и внедрения дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме, рассматриваются во втором разделе настоящих Положения. Уровень сложности программы При разработке разноуровневых общеразвивающих программ указываются уровни сложности: содержание и материал данных общеразвивающих программ должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках 12 содержательно тематического направления общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение содержания общеразвивающей программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно тематического направления общеразвивающей программы. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий и т.п. Форма обучения, как дидактическая категория, означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие и т.д. 4.2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный образовательный результат. Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; связана с названием программы и отражать ее основную направленность; результаты ее достижения должны быть измеримы. Цель может быть направлена: на развитие ребенка в целом; на развитие определенных способностей обучающихся; на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки; на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни; на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр. При формулировке цели лучше использовать ключевое слово в форме существительного (развитие, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и т. п.) 13 Задачи общеразвивающей программы раскрывают пути достижения цели: обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков); развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.); о воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.). Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами, которые определяются как личностные, метапредметные и предметные. При формулировке задач лучше использовать ключевое слово в форме глагола несовершенного вида (акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать, расширять, поддержать, обучать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др.). Цели и задачи оформляются на весь срок обучения и на каждый год по отдельности для долгосрочных программ. 14 4.2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план В учебном плане указывается общий объем программы, распределение академических часов, отведенных на освоение программы по годам обучения и разделам (курсам, модулям, практикам) в зависимости от уровня сложности, указывается их трудоемкость через объем теоретических и практических занятий. Если в программе предусмотрены разные формы обучения, самостоятельная работа обучающихся, занятия с использованием дистанционной формы, отведенное для них время указывается в учебном плане отдельно. Формы промежуточной (итоговой) аттестации, указанные в учебном плане, должны соответствовать локальному акту Учреждения, регулирующему вопросы аттестации обучающихся; они могут быть как едиными на протяжении всей программы, так и различаться в зависимости от уровня сложности, года обучения и конкретного раздела (модуля). Промежуточная и итоговая аттестация проводится за счет времени, отведенного на освоение программы, Форма учебного плана может варьироваться и изменяться в зависимости от сложности программы и показателей, вносимых в таблицу. (Приложение 2) Учебный (тематический) план Учебный (тематический) план — таблица, содержащая названия разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), детально раскрывает содержание разделов (модулей, курсов) оформляется на каждый год отдельно для долгосрочных программ. 1, 2 — разделы (модули) плана 1.1., 1.2. — темы, раскрывающие раздел (модуль) № п/п Название раздела, темы 1. Аппликация из бумаги. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Количество часов Всего Теория Практика 11 4 7 Аппликация. Свойства бумаги Обрывная аппликация Многослойная аппликация 2 1 1 З 1 2 3 1 2 Объёмная аппликация 3 1 2 15 Формы аттестации/ контроля Выставка аппликаций Анализ работ Взаимоанализ работ Презентация работ 2. Оригами 11 3 8 2.1. Оригами — вид искусства 3 1 2 2.2. Складывание оригами по схеме 5 1 4 2.3. Панно из оригами 3 1 2 22 7 15 Итого Выставка панно Анализ работ Содержание учебного (тематического) плана — реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, включая описание теоретических и практических частей. Изложение содержания разделов (модулей), тем должно соответствовать порядку их представления в учебном (тематическом) плане. Содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно. Материал следует излагать назывными предложениями. Пример: Содержание учебного (тематического) плана 1. Аппликация. 1.1. Аппликация. Свойства бумаги Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации. История бумаги. Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств бумаги. Изготовление бумаги из бумажного теста. 1.2. Обрывная аппликация Теория: Способы разрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации. Техника безопасности при работе с клеем. Практика: Изготовление аппликации по образцу. Аппликация по замыслу «Моя любимая мягкая игрушка» 4.2.4. Планируемые результаты Планируемые результаты совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее завершению; определяются с учетом цели и содержания программы. Формулируются как: 16 метапредметные результаты означают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий — регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п. предметные результаты — содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование. Предметные результаты оформляются на весь срок обучения и на каждый год по отдельности для долгосрочных программ. 4.3. Комплекс организационно-педагогических условий, формы аттестации 4.3.1. Календарный учебный график Календарный учебный график — составная часть программы, определяющая: количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов должен быть оформлен в виде таблицы. (Приложение З) 4.3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение — характеристика помещения для занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в расчете на одного обучающегося. Кадровое обеспечение - общие сведения о требованиях к квалификации педагогических работников и других специалистов, участвующих в реализации общеобразовательной программы. Методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, дидактические материалы) краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью 17 содержания и индивидуальными особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных. Методические материалы включают в себя описание методов обучения, воспитания, педагогических технологий, форм занятий, алгоритма занятия Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должно быть представлено в виде таблицы (Приложение 4) 4.3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для определения результативности общеразвивающей программы, перечисляются согласно учебному плану. Раздел должен содержать: фонд оценочных средств, описание форм диагностики (входящей, промежуточной и итоговой), перечень контрольно-измерительных материалов (тест, зачет, проектная работа, и пр.); формы итоговой аттестации (при наличии итоговой аттестации обучающихся по данной программе, утвержденной локальным актом). Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Для каждой общеразвивающей программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики, соответствующие планируемым результатам освоения программы. Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания заданий помещаются в Приложении к программе. Оформление характеристики оценочных табличном варианте (Приложение 5) материалов производится в 5. Список литературы Список литературы содержит перечень литературы, необходимой для успешного освоения программы; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам (ГОСТ Р 7.0.5-2008) и библиографическим описаниям (ГОСТ Р 7.0.100-2018); должен быть составлен для разных участников образовательного процесса. Нормативные документы размещаются в начале списка и перечисляются в следующем порядке: уровень РФ (законы, указы президента, постановления 18 правительства, письма), уровень региона, уровень Учреждения (устав и локальные акты, регламентирующие разработку и реализацию программ). Методические рекомендации, даже уровня министерства, не являются нормативным документом. Литература, использованная при составлении программы (библиографические ССЫЛКИ): авторские программы по профилю, общеобразовательные программы, методические рекомендации, литература по педагогике и психологии, специальная литература по предмету, методическая литература, периодические издания, репертуарные сборники и т.д. Литература для обучающихся и родителей (библиографические описания): справочная, познавательная литература по разделам (темам) общеразвивающей программы, периодические издания, публикации, детская литература, литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, деятелях культуры и искусства, общественных деятелях, спортсменах; пособия для самостоятельной работы, источники для разработки рефератов, проектов, творческих работ. Технические требования к оформлению дополнительной образовательной общеразвивающей программы. 1. Шрифт заголовков разделов: Times New Ron, размер шрифта – 16 кегль, положение на странице – по центру текста. 2. Шрифт заголовков подразделов: Times New Ron, размер шрифта – 14 кегль, положение на странице – по центру текста. 3. Шрифт: Times New Ron. Размер шрифта – 14, положение на странице – по ширине текста. 4. Поля – по 2 см с левой, нижней и верхней сторон страниц. 5. Поле – по 1,5 см с правой стороны страниц. 6. Межстрочный интервал – 1,5 . 19 Титульный лист к образовательной программе Приложение 1 Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Центр детского творчества» Принята на заседании Утверждаю: Педагогического совета Директор МБУ ДО МБУ ДО «ЦДТ» «Центр детского творчества» Протокол № _______________В.Ю. Настапова От _________________2022 г Приказ №_______ «___»_____________2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мой первый робот» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Петрова А.А., педагог дополнительного образования г. Верхотурье, 2022 20 Приложение 2 Учебный план (примерные формы) Краткосрочная программа Форма 1: №п Название [п раздела(модуля) Количество часов Всего Формы Теория Практика аттестации/контроля 1 Аппликация 11 2 9 Выставка работ 2 Оригами 11 2 9 Выставка работ З Объёмная скульптура из бумаги 8 1 7 Защита творческого проекта 4 Папье-маше 4 1 3 Выставка работ 34 6 28 Итого Долгосрочная программа Форма 1: №п Название [п раздела(модуля) Количество часов (теория/практика) 1 -й год обучения 2-й год обучения Формы аттестации/контроля 1 Аппликация 11 (2/9) Выставка работ 2 Оригами 11 (2/9) 8 (1/7) Выставка работ З Объёмная скульптура из бумаги 8 (1/7) 10 (2/8) Защита творческого проекта 4 Папье-маше 4 (1/3) 10 (2/8) Выставка работ Итого 34 (6/28) 34 (6/28) Всего по программе: 68 часов 21 Форма 2: Уровень Год сложности обучения стартовый 1 Разделы (модули) Формы промежуточной (итоговой) всего теория практика аттестации Количество академических часов Введение в программу 4 З 1 Классический танец 34 6 28 Народный танец 34 собеседование Отчётный концерт 6 28 Итого на стартовом уровне: 72 часа 2 базовый 3 Введение в программу 2 2 Классический танец 52 6 46 Народный танец 45 5 40 Современный танец 45 8 33 Введение в программу 2 2 Классический танец 50 4 Народный танец 46 4 Современный танец 46 4 тестирование Отчётный концерт Творческие задания Тестирование. Анкетирование 42 Отчётный концерт. Участие в фестивале. Портфолио. Мастер-классы. Итого на базовом уровне: 288 часов Всего по программе: 360 часов 22 Приложение З Пример 1 Календарный учебный график на ХХХХ-ХХХХ учебный год Основные характеристики образовательного процесса п/п 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней З Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 6 7 Недель в I полугодии Недель во II полугодии Дата начало занятий 8 Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 34 68 4 15 19 13 сентября 25 октября — З 1 октября З 1 декабря — 9 января 31 мая Пример 2 Год Дата Дата Количеств Количеств Количеств Режим обучени начала окончани о учебных о учебных о учебных заняти я обучени я недель дней часов й я обучения 2 занятия 15 по 2 сентябр З 1 мая 36 72 144 1 год часа в я неделю З занятия 15 по 2 сентябр З 1 мая 36 108 216 2 год часа в я неделю Каникулы: 25 октября — З 1 октября 23 Приложение 4 Методические материалы № п/п Название раздела, темы Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал 24 Формы, методы, приемы обучения, Педагогические технологии Формы учебного занятия Приложение 5 Характеристика оценочных материалов Виды контроля / Планируемые Критерии промежуточной результаты оценивания аттестации 25 Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)