АООП В стране рукоделия

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность(профиль) общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В
стране рукоделия» имеет художественную направленность, направление –
декоративно-прикладное творчество.
Актуальностьпрограммы
Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской
Федерации» требует введения в деятельность учреждения дополнительного
образования (работающего с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья) нового направления - разработку адаптированной дополнительной
образовательной программы (далее - АДОП).
АДОП

осуществляется

с

учетом

рекомендаций

психолого-медико-

педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребенка с
ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, включает
следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания программы;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной
деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что она создана для
занятий

с

детьми,

имеющими

ограниченные

возможности

здоровья,

нуждающихся в реабилитации и социальной адаптации. Программа разработана
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ-№273 «Об образовании в
Российской Федерации» ст.79 п.1).
При составлении данной программы были учтены следующие факторы:

- охрана и укрепление здоровья ребенка с ограниченными возможностями
и детей - инвалидов, помощь родителям в его дальнейшей реабилитации;
- заболевание и возраст ребенка;
- сопутствующее отставание в развитии;
- большое желание ребенка заниматься ручным трудом;
- любознательность, общительность;
- дефицит общения со сверстниками;
- коллективное сотрудничество педагога, обучающегося и его родителей в
ходе реализации программы.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами
и государственными программными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в
РФ»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
- Уставом МБУ ДО "Центр детского творчества", утвержденным
Постановлением Администрации городского округа Верхотурский от14.03.2022
г. №173.
-

Положением

о

структуре,

порядка

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО
«Центр детского творчества» от 24.05.2022г., приказ № 135.
- Учебным планом МБУ ДО " Центр детского творчества ", утвержденным
29 августа 2022 г.
- Годовым календарным учебным графиком МБУ ДО "Центр детского
творчества ", утвержденным 01 сентября 2022 г.

Отличительные особенностипрограммы
По степени авторства – модифицированная.
По уровню усвоения – разноуровневая.
По

форме

организации

содержания

и

процесса

педагогической

деятельности – интегрированная.
Восновепрограммылежит игровой сюжет. Карта – схема движения по
стране Мастеров прикладного творчества изготовлена, как настенное панно, где
каждый пункт остановки выполнен в соответствии с указанными материалами:
Бумажное Королевство, Лоскутный город, Остров ненужных вещей и т.д.
Путешествие по карте имеет много общего с детской игрой. Игровые задания
заложены в основе каждого занятия. Последнее занятие проводится как игра –
путешествие. В конечном итоге сокровища найдены, ими оказываются детские
работы, изготовленные в течение года.Разноуровневый принцип освоения
программы помогает реализовать право каждого ребенка на овладение
основными знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объеме и сложности.
Адресатпрограммы
Адаптированная программа «В стране рукоделия» предназначена для
работы с

детьми

с ограниченными возможностями здоровья,

детьми-

инвалидами от 9 до 17 лет. Занятия по программе проводятся в группе
обучающихся по 7 – 10 человек. Занятия могут посещать как девочки, так и
мальчики. Занятия могут посещать как девочки, так и мальчики. Зачисление для
обучения по адаптированной программе, происходит на основании поданного
заявления

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних

обучающихся, при наличии вакантных мест.
Краткая характеристика обучающихся по программе
Общие особенности детей с ОВЗ, поступающих на индивидуальное
обучение в МБУ ДО «ЦДТ»:
- недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и
мелкой моторики;
- нарушения интеллекта различной степени выраженности;
- нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;

-

недостаточное

развитие

коммуникативных

навыков

и

навыков

самообслуживания.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это
проявляется в необходимости более длительного времени для приема и
переработки сенсорной информации.
2. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с
одной

деятельности

на

другую.

Недостатки

организации

внимания

обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,
несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием
чувства ответственности и интереса к учению.
3. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
4. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.
5. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
6. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со
взрослыми.
7. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы
общения и сами игровые роли бедны.
8. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты
языковой системы не сформированы.
9. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Режим занятий
1 год обучения
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Общее количество часов в неделю — 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
2 год обучения

Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями — 10 минут.
Общее количество часов в неделю — 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объемпрограммы
На полное освоение программы требуется 214 часов.
Срок освоенияпрограммы
Срок реализации программы «Народный сувенир» - 2 года.70 часов в
первый год обучения, 144 часа во второй год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы: программа построена
на модульном принципе представления содержания и построения учебного
плана, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические
единицы модули, позволяющие увеличить гибкость программы, вариативность,
формирующие определенную компетенцию, группу компетенций в ходе ее
освоения.Общее количество часов в год может варьироваться в зависимости от
уровня освоения программы, желания родителей, мотивации обучающихся и их
индивидуальных особенностей.
Уменьшение числа обучающихся в группе на втором году обучения
объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Уровни сложности
Разделение содержания программы по уровню сложности осуществляется
в соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)», предусматривающими три уровня сложности: стартовый, базовый
и продвинутый.
Программа является разноуровневой в соответствии со следующими
признаками:
По

функциям

обучения

сложности: стартовый и базовый.

программа

предусматривает

два

уровня

Для стартового уровня (1 – первый год обучения) характерна социальнопедагогическая направленность и направлена на развитие познавательных
процессов, речи и мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей - инвалидов. Базовый уровень (2 – год обучения) предполагает
создание условий для динамики творческого роста и поддержка пытливого
стремления ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
- Программа предусматривает применение различных форм диагностики и
контроля, направленных на выявление готовности, способностей обучающихся к
освоению определенного уровня сложности программы.
Перечень форм обучения
Программой предусмотрены фронтальная, индивидуально - групповая,
формы обучения.
Фронтальная.

Предполагает

подачу

учебного

материала

всему

коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма
способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать
информацию и работать творчески вместе.
Индивидуально-групповая.

Предполагает

самостоятельную

работу

обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны
педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать
выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не
подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные
качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность,
точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет
готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Основу

программы

комбинированные

занятия.

составляют
Обучение

теоретические,

строится

с

учетом

практические,
особенностей

психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья обучающихся.

Перечень видов занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий: беседа, занятие - игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие,
праздник, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации
общеразвивающей программы
Программа

предусматривает

различные

формы

подведения

итогов: постоянно действующая выставка в объединении, творческий конкурс,
практическое занятие, мастер-класс, творческая мастерская, отчетная выставка.
Стартовый уровень предполагает участие в выставочной деятельности на
уровне учреждения и Муниципальном уровне. На базовом уровне обучающиеся
активно принимают участие в конкурсах различного уровня. В программе на
каждом уровне предусмотрена итоговая выставка в объединении.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
организаций

занятий:

беседа,

обучающихся.

Занятие

строится

лекция,
на

игра,

самостоятельная

основании

психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

заключения

работа

областной

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
Создание условий обеспечивающих развитие механизмов адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития
посредством самовыражения в художественно-творческой деятельности.
Задачи
Образовательные:
- Сформировать представление детей о ручном труде, как одном из видов
художественно-творческой деятельности.
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Познакомить с технологией изготовления поделок из теста, бумаги, ниток.
- Способствовать овладению основными методами и приёмами ручного труда.
- Способствовать формированию у обучающегося определенного уровня знаний
и умений в соответствии с его физиологическими и психологическими
особенностями.
- Познакомить с основами проектирования в художественно-творческой
деятельности.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение,
внимание, усидчивость.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Развивать коммуникативные способности обучающихся.
- Развивать способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
- Воспитывать художественную культуру обучающихся, дисциплинированность,
ответственность, трудолюбие, аккуратность.
- Формировать опыт групповой и коллективной работы.
- Воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность,
честность).

Коррекционно-развивающие:
- Корригировать и развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику
(формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений,
соразмерности движений) при работе над изделиями.
- Формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
- Расширять активный словарь.
- Тренировать образную память.
- Развивать мыслительную и творческую деятельность.
- Развивать целенаправленность в работе.
Социально-педагогические:
- Выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие
творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и
формирование их внимательного отношения к другим.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Общее количество часов
Название разделов

Стартовый уровень

Базовый уровень

(тем)

1 год

2 год

всего теория практика всего теория практика
Путешествие
начинается
«Город
Тестопластика»
«Бумажный город»
«Макаронная страна»
«Остров ненужных
вещей»
«Лоскутный город»
«Экскурсия в Страну
Рукоделия»
Итого:
Всего:214

2

1

1

2

1

1

20

1

19

32

2

30

11

1

10

29

2

27

10

1

9

22

1

21

12

1

11

27

2

13

1

12

30

2

2

-

2

2

-

70

6

64

144

70

25
28
2

10

134

144

Содержание программы
1 год обучения (стартовый) уровень
Цель: Создание условий обеспечивающих развитие механизмов адаптации
детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, через ознакомление
с различными техниками ручного труда.
Образовательные:
- Сформировать представление детей о ручном труде, как одном из видов
художественно-творческой деятельности.
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Познакомить с технологией изготовления поделок из теста, бумаги, ниток.
- Способствовать овладению основными методами и приёмами ручного труда.

Развивающие:
- Развивать познавательную и речевую деятельность.
- Познакомить с основными правилами составления композиции из бумаги и
ткани.
- Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение,
внимание, усидчивость.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- Воспитывать художественную культуру обучающихся, дисциплинированность,
ответственность, трудолюбие, аккуратность.
- Способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся.
Коррекционно-развивающие:
- Корригировать и развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику
(формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений,
соразмерности движений) при работе над изделиями.
- Формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
- Расширять активный словарь.
Социально-педагогические:
- Выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие
творческихспособностей детей с ограниченными возможностями здоровья и
формирование их внимательного и ответственного отношения к выполнению
своих работ.
Учебный (тематический) план
Количество часов
№ Название раздела, тема
п/п
1.
Путешествие начинается
1.1. Правила техники
безопасности на занятиях.
Материалы, инструменты
2.
«Город Тестопластика»

всего

2

20

теория

1

1

Формы
аттестации/
практика
контроля

1

19

Входящая
диагностика
Опрос,
практическая
работа,
готовая

3.

«Бумажный город»

4.

«Макаронная страна»

5.

«Остров ненужных
вещей»

6.

7.

11

1

10

10

1

9

12

1

11

13

1

12

2

-

2

70

6

64

«Лоскутный город»
«Экскурсия в Страну
Рукоделия»

Всего:

работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Готовая
работа
Опрос,
практическая
работа,
готовая
работа
Готовая
работа,
самоанализ
Беседа,
практическая
работа,
итоговая
диагностика

Содержание учебного плана
Раздел 1. Путешествие начинается.
Тема 1.1. Правила техникибезопасности на занятиях. Материалы,
инструменты
Теория.Инструктаж по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной
гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством. Познакомить с
различными видами деятельности.
Практика. Ознакомление с инструментами, материалами для работы;
правила размещения их на рабочем месте.
Раздел 2. «Город Тестопластика».
Теория. Познакомить с историей возникновения соленого теста, рецепты
соленого теста, этапы приготовления теста для работы. Приемы и техника
выполнения поделок. ТБ во время работы с инструментами для лепки.
Практика. Изготовление элементарных медальонов с оттисками и
отпечатками. Выполнение творческих работ «Вишенки», «Грибок». Лепка из
соленого теста «Виноград», «Улитка», «Подсолнух».

Раздел 3. «Бумажный город».
Теория. Знакомство с различными техниками складывания, сгибания,
скручивания бумаги. Основные понятия. Способы изготовления поделок из
бумаги. Основные правила вырезания. Понятие схема, шаблон, основные
условные обозначения на шаблонах и схемах.
Практика. Изготовление новогодней атрибутики (ёлочные украшения,
новогодние открытки, бумажные гирлянды, снежинки и т.д.), изготовление в
технике оригами, торцевание.
Раздел 4. «Макаронная страна».
Теория.Виды

и

формы

макаронных

изделий.

Основные

правила

составления композиции. Правила пользования горячим пистолетом.
Практика.Изготовление аппликаций из макарон различной конфигурации,
«Подсолнух», «Львёнок». Аппликация из круп «Листики дубовые».
Раздел 5. «Остров ненужных вещей».
Теория.Беседа

«Что

можно

сделать

из

ненужных

вещей».

Нетрадиционные бросовые материал в детском творчестве – пуговиц, яичная
скорлупа, вата, фантики.
Практика. Изготовление аппликаций «Бабочка», «Птичка». Букет из
пуговиц, рамка из яичной скорлупы.
Раздел 6. «Лоскутный город».
Теория.Беседа о лоскутной пластике, вид тканей. Беседа о куколкахоберегах, как человек научился шить. Приемы и техника выполнения поделок.
ТБ работы с колющими инструментами.
Практика.Клеевая аппликация из ткани. Выполнение творческих работ
«Цыпленок», «Грибок».
Раздел 7. «Экскурсия в Страну Рукоделия»
Теория.Повторение пройденного за год, терминология, названия и виды
техник в декоративно – прикладном творчестве.
Практика.Оформление выставки, диагностика.

2-й год обучения (базовый уровень)
Цель: развитие творческих способностей обучающихся в процессе
изготовления изделий из различных материалов, их личностного развития и
роста посредством самовыражения в художественно-творческой деятельности.
Образовательные:
- Корригировать и развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику рук.
- Формировать более сложные умения и навыки изготовления поделок из теста,
бумаги, ниток.
- Способствовать овладению основными методами и приёмами ручного труда.
- Обучить основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой.
Развивающие:
- Развивать познавательную и речевую деятельность.
- Познакомить с основными правилами составления композиции из бумаги и
ткани.
- Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение,
внимание, усидчивость.
- Сформировать у детей навык ручного труда, практических приемов и
навыковшитья.
- Способствовать развитию индивидуальной творческо-поисковой деятельности.
Воспитательные:
- Формировать опыт групповой и коллективной работы.
- Воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность,
отзывчивость).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать и тренировать образную память.
- Развивать мыслительную и творческую деятельность, целенаправленность в
работе.
Социально-педагогические:
- Способствовать развитию творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья и формирование их внимательного и ответственного
отношения к выполнению своих работ, работать в коллективе.

Учебный (тематический) план.
№
п/п
1.

1.1.

2.

2.1.

2.2.

2.3.
2.4.
3.

Количество часов
Название раздела, тема
Путешествие начинается
Требования по ТБ труда на
занятиях. Правила
поведения и личной
гигиены на занятиях
декоративно-прикладным
творчеством.
«Город Тестопластика»

Узор корзиночного
плетения.
Использование в работе
стека, шаблонов,
зубочистки, кисточки.
Изготовление плоских
композиций в круге,
квадрате.
Дымковские игрушки.
«Бумажный город»

Создание объёмной фигуры
«Ёжик в лесу».
Создание композиций в
3.2.
технике оригами
3.1.

4.
4.1.
4.2.
4.3.

«Макаронная страна»
Изготовление плоской
композиции «Дельфины».
Изготовление плоской
композиции «Жираф
большой…».
Изготовление композиции
«На лугу пасётся ко…».

всего теория

практика

Формы
аттестации/
контроля

2

1

1

2

1

1

Входящая
диагностика
Опрос,
практическая
работа,
готовая
работа

32

2

30

8

1

7

5

5

8

8

11

1

10

29

2

27

10

1

9

19

1

18

22

1

21

8

1

7

6

-

6

8

8

Наблюдение,
готовая
работа,
самоанализ

Наблюдение,
опрос,
практическая
работа,
готовая
работа

Опрос,
готовая
работа

5.

«Остров ненужных
вещей»

Изготовление плоской
5.1. композиции «Медвежонок с
сердечком».
Изготовление композиции
5.2.
«Домик в деревне».
Изготовление композиции
5.3.
«Аквариум».
«Лоскутный город»
6.
6.1.
6.2
6.3.
6.4.

7.

Швы « вперед иголка»,
«петельный».
Изготовление игольницы
«Шляпа».
Изготовление композиции
«Пасхальное чудо».
Изготовление объемной
игрушки «Осьминожка».

27

8

2

1

9

25

7
9

10

1

9

30

2

28

6

1

5

6

-

6

10

1

9

8

-

8

«Экскурсия в Страну
Рукоделия»

2

-

2

Всего:

144

10

134

Опрос,
практическая
работа,
готовая
работа

Наблюдение,
готовая
работа,
самоанализ

Беседа,
практическая
работа,
итоговая
диагностика

Содержание учебного плана
Раздел 1. Путешествие начинается на машине.
Тема 1.1. Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и
личной гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Теория. Знакомство. Значение труда в жизни человека. Рассказы детей от
профессиях своих родителей. Правила организации рабочего места. Общие
правила безопасности и культуры труда.
Практика. Ознакомление с инструментами, материалами для работы;
правила размещения их на рабочем месте. Дидактическая игра: «Каждой вещи свое место», «Жмурки».
Раздел 2. Город «Тестопластика
Тема 2.1. Узор корзиночного плетения

Теория. Познакомить с узором корзиночного плетения. Развивать
координацию движений глаз и рук.
Практика. Творческая работа «Корзинка» из соленого теста. Совместная
работа.

Замешивание

соленого

теста.

Выполнение

поделки.

Сушка

и

последующее окрашивание изделия. Физкультминутка «Конь».
Тема 2.2. Использование в работе стека, шаблонов, зубочистки,
кисточки
Теория.

Учить

определять

габаритные

размеры

изготавливаемых

элементов. Воспитывать интерес к лепке из теста.
Практика.

Творческая

работа

«Сквозь

землю

прошел

(грибы)».

Физкультминутка «Птички».
Тема 2.3. Изготовление плоских композиций в круге, квадрате
Теория. Выполнение отдельных частей одинакового размера способом
деления полоски теста на равные части. Выполнение листочков способом
сплющивания, обрезания по шаблону создание прожилок при надавливании
листа на тесто. Научить технике изготовления цветов.
Практика. Творческая работа «Гроздь винограда», «Букет цветов».
Вырезание стеком по шаблону тарелки круга. Выполнение изделия. Сушка и
последующее окрашивание изделия. Физкультминутка «Буратино».
Тема 2.4. Дымковские игрушки
Теория. Истоки промысла. Разнообразие дымковских игрушек. Колорит
росписи. Типичные черты изделий, выразительность пластики. Познакомить с
простейшими приемами лепки, декора, орнамента и украшения народной
игрушки. Освоение этапов и приемов лепки дымковской игрушки. Соотношение
пропорций.
Практика. Лепка дымковских игрушек. Роспись вылепленных изделий:
разметка рисунка простым карандашом. Роспись сплошным покрытием,
круговой композицией. Изготовление игрушек: Уточка, Петушок, Барышня.
Раздел 3. «Бумажный город».
Тема 3.1. Создание объёмной фигуры «Ёжик в лесу»

Теория. Создание объёмной фигуры в технике торцевание. Объяснение и
показ скручивания салфетки в виде иголок.
Практика.Однофигурная композиция «Ёжик в лесу». Изготовление
фигурки ежа. Выполнение иголок из салфеток бумаги. Физкультминутка
«Теремок».
Тема 3.2. Создание композиций в технике оригами
Теория. Научить складыванию объёмных фигур из бумаги в технике
оригами. Техника безопасности при резании ножницами.
Практика.Творческая работа. Физкультминутка «Дом».
Раздел 4. «Макаронная страна».
Тема 4.1. Изготовление плоской композиции «Дельфины»
Теория. Рассматривание иллюстраций дельфинов, морских пейзажей.
Подбор макаронных изделий для картины. Экономичное использование
материала.
Практика.Творческая работа «Дельфины». Физкультминутка «Кузнец».
Тема 4.2. Изготовление плоской композиции «Жираф большой…»
Теория.Понятие о разметке, работа с трафаретом. Подбирать подходящую
крупу для поделки. Экономичное использование материала.
Практика. Творческая работа «Жираф большой…». Физкультминутка
«Конь».
Тема 4.3. Изготовление композиции «На лугу пасётся ко…»
Теория. Рассматривание изображений коровы. Понятие «барельеф».
Продолжать учить подбирать макароны определенной формы, выкладывать и
приклеивать по контуру.
Практика. Творческая работа «На лугу пасётся ко…». Физкультминутка
« Птички».
Раздел 5. «Остров ненужных вещей».
Тема

5.1.

Изготовление

плоской

композиции

«Медвежонок

с

сердечком»
Теория. Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве –
яичная скорлупа, вата, фантики. Подарки к праздникам. Об истории

возникновения праздника «День святого Валентина». Выбор эскиза композиции
из остатков ниток.
Практика. Творческая работа «Медвежонок с сердечком». Выполнение
плоской фигуры медвежонка, выполнение сердечка по шаблону, сбор заготовок
деталей в композицию. Физкультминутка «Буратино».
Тема 5.2. Изготовление композиции «Домик в деревне»
Теория. Создание эскиза композиции, материала. Выбор объектов и
сочетания цветов.
Практика. Изготовление деталей композиции из различных бросовых
материалов на выбор ребенка. Физкультминутка «Курица с цыплятами».
Тема 5.3. Изготовление композиции «Аквариум»
Теория.

Знакомство

с

последовательностью

этапов

выполнения

предметной композиции «Аквариум». Что такое аквариумные растения? Разные
виды аквариумных рыб.
Практика. Изготовление деталей композиции. Физкультминутка «Как в
аквариуме нашем…».
Раздел 6. «Лоскутный город».
Тема 6.1. Швы «вперед иголка», «петельный»
Теория. Правила работы с инструментами их хранение, передача другому
лицу. Изучение шва «вперед иголкой».
Практика.Упражнения

в

выполнении

швов

«вперед

иголка»,

«петельный». Самостоятельная работа на закрепление знаний. Физкультминутка
«Буратино».
Тема 6.2. Изготовление игольницы «Шляпа»
Теория. Беседа о возникновении игольницы. Подбор ткани, ниток и
фурнитуры.
Практика. Научить детей делать раскрой выкройки, собрать (сшить)
игольницу. Физкультминутка «Конь».
Тема 6.3. Изготовление композиции «Пасхальное чудо»
Теория. Беседа о возникновении праздника «Пасха». Подбор ткани, ниток
и фурнитуры.

Практика. Научить детей делать раскрой выкройки цыплят, набивать
детали ватой, собрать детали в композицию. Физкультминутка «С праздником
поздравим».
Тема 6.4. Изготовление объемной игрушки «Осьминожка»
Теория.

Просмотр

видеоролика

«Морские

жители».

Беседа

по

просмотренному видеоролику. Краткий рассказ о жизни осьминогов.
Практика.

Применение

алгоритма

шитья

мягкой

игрушки

для

изготовления «Осьминожки». Физкультминутка «Теремок».
Раздел 7. «Экскурсия в Страну Рукоделия».
Теория. Повторение пройденного за год, терминология, названия и виды
техник в декоративно – прикладном творчестве.
Практика.Оформление выставки, диагностика.

1.4. Планируемые результаты
Планируем
ые
результаты
Предметные

Стартовый уровень

Базовый уровень

знать:
правила техники
безопасности; названия
цветов спектра, круг
совместимых цветов;
историю возникновения
соленого теста, рецепты
соленого теста, этапы
приготовления теста для
работы, технику
безопасности во время
лепки, инструменты и
материалы для лепки;
основные правила
составления композиции из
макаронных изделий;
способы изготовления
поделок из бумаги; виды
тканей.
уметь:
пользоваться
изобразительными
инструментами и
приспособлениями;
изготавливать игрушки из
соленого теста; работать
аккуратно, уметь правильно
организовать свое рабочее
место; приготавливать
тесто для лепки;

знать:
названия и назначения
инструментов и
приспособлений ручного труда;
правила техники безопасности;
названия цветов спектра, круг
совместимых цветов; историю
возникновения дымковской
игрушки; технологию
складывания объёмных фигур
из бумаги в технике оригами;
правила организации рабочего
места, безопасности труда и
личной гигиены при работе с
материалами;об особенностях
лепных игрушек; о проектной
деятельности.
уметь:
располагать правильно
предметы на плоскости и в
объеме; изображать предметы
разной формы и величины,
передавать пропорции
предметов; лепить из соленого
теста разными способами;
выполнять сюжетные и
декоративные композиции;
выполнять поделки из
бумажной массы; правильно
организовать свое рабочее
место; пользоваться
инструментами ручного труда,
применяя приобретенные
навыки на практике;
выполнять основные ручные
швы; соблюдать правила
безопасности труда и личной
гигиены при работе с
различными инструментами и
материалами; проявлять
самостоятельность;

Метапредме
тные

Личностные

последовательно вести работу
(замысел, эскиз, выбор
материала)
Должен понимать учебную Слушать и понимать
задачу; применять
объяснение педагога и
практические приёмы
высказывания собеседника;
обучения в различных
высказывать своё
видах ДПИ; адекватно
предположение (версию) на
обобщать и оценивать свои основе работы с материалами и
достижения на занятии;
инструментами;
вступать в речевое общение ориентироваться в своей
со сверстниками и
системе знаний: отличать новое
педагогом; выполнять
от уже известного; оценивать с
пальчиковую гимнастику
помощью педагога
под речевое
правильность выполнения
сопровождение.
учебной задачи; представлять
результаты своей работы.
Обучающиеся будут
Обучающиеся будут проявлять:
проявлять: образное
доброжелательность,
мышление, творческий
отзывчивость; уважительное
подход к деятельности;
отношение к творчеству, как к
коммуникативную
своему, так и других людей;
компетенцию: согласованно образное мышление, творческий
работать в группе;
подход, умение создавать
самостоятельность,
индивидуальный образ;
усидчивость.
совместно договариваться о
правилах общения и поведения
в ЦДТ; давать оценку своей
работе и работе своих
товарищей, помогать и
принимать помощь от других;
наличие мотивации к
творческому труду.

2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ФОРМЫ АТТЕМТАЦИИ
Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Основные
характеристики
образовательного
процесса
Количество
учебных недель
Количество
учебных дней
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
Недель в I
полугодии
Недель во II
полугодии
Начало занятий

1 год обучения

2 год обучения

35

36

70

72

2 часа

4 часа

70 часов

144 часа

15

17

20

19

15 сентября 2022 г.

1 сентября 2022 г.

Каникулы

С 31.12.2022 г.
08.01.2023 г. – зимние
С 01.06.2023 г.
31.08.2023 г. - летние

9

Выходные дни

- 4 ноября День
народного единства
- 1-6 и 8 января Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество
Христово;
- 23-24 февраля - День
защитника Отечества;
8
марта
Международный
женский день;
- 1 мая - Праздник
весны и труда;
- 8-9 мая - День
Победы;

- 4 ноября День
народного единства
- 1-6 и 8 января Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество
Христово;
- 23-24 февраля - День
защитника Отечества;
8
марта
Международный
женский день;
- 1 мая - Праздник
весны и труда;
- 8-9 мая - День
Победы;

10

Окончание
учебного года

31 мая 2023 г.

26 мая 2023 г.

8

по С 31.12.2022 г.
08.01.2023 г. – зимние
по С 27.05.2023 г.
31.08.2023 г. - летние

по
по

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия
требованиям

проводятся
техники

в

просторном

безопасности,

помещении,

соответствующем

противопожарной

безопасности,

санитарным нормам.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29

Наименование

Количество

Доска рабочая
Рабочие столы
Стулья
Умывальник
Раковина для мытья рук
Шкаф для хранения методических разработок и
дидактических материалов
Тумба для хранения инструментов и материалов
для занятий
Угловой стол компьютерный
Рабочий стол для педагога
Книжная полка для хранения книг и оформления
выставок
Электрический духовой шкаф
Клеевой пистолет
Дощечка для лепки
Набор стек (в наборе 6 шт.)
Миска для замеса теста
Кисти щетина
Стаканчики для воды
Картон белый
Клей «Момент»
Лак (3 кг.)
Скалка детская пластмассовая
Скалка фактурная пластмассовая
Ситечко
Чесноковыжималка
Формочки для вырезания теста
Листья (Набор 5 шт.)
Цветы (Набор 5 шт.)
Целлофановые кульки для сохранения влажности
соленого теста (рулон 50 шт.)
Фольга
Расческа
Крупа (греча, манка, рис)

1
7
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
6
1
10
10
8
10
1
10
4
1
1
3
5
1
2
3
3 кг.

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Макаронные изделия различной конфигурации
Ножницы
Кисточки для росписи, белка №2, №4
Простые карандаши
Пищевые красители (Набор 6 цветов)
Гуашь (Набор 12 цветов)
Мука (5 кг.)
Соль мелкая «Экстра»
Бумага белая 250 л.
Нитки швейные разных цветов
Иглы швейные
Ткань ситец

5 кг.
10
20
10
5
10
3
20
1
10
10
5м

Кадровое обеспечение
Программа «В стране рукоделия» реализуется педагогом дополнительного
образования,

имеющим

профессиональное

образование,

соответствующее

профилю программы, владеющим многообразием техник, приемов ручного
шитья и изготовления игрушек, знающим основы изготовления современных
игрушек,

повышающим

постоянно

уровень

своего

профессионального

мастерства.
Методические материалы
Раздел
програм
мы
Путешес
твие
начинает
ся
«Город
Тестопла
стика»

«Бумажн
ый
город»

Формы
занятий

Методы
обучения

Дидактически
й материал

Технологии
обучения

Формы
подведе
ния
итогов
Беседа,
Словесные
образцы
- технология Входящ
наблюден методы (беседа, практических индивидуал ая
ие,
рассказработ,
изации;
диагнос
самостоят информация,
познавательна - технология тика
ельная
устное
я
группового
работа
изложение,
литература,де обучения;
монстрационн - технология Опрос,
Творческ объяснение),
наглядные
ый материал
дифференци практич
ий
(показ
(схемы,
рованного
проект,
еская
обучения;
выставка видеоматериало картины,
работа,
в, иллюстраций, игрушки,
- технология готовая
показ педагогом муляжи и
исследовате работа
льской
Практиче приёмов работы, т.д.),
Наблюд
работа
по
журналы,
деятельност
ское
ение,
образцу),
книги.
и;
занятие,
опрос,
практические
Раздаточный
технология
самостоят
практич

ельная
работа
«Макаро Беседа.
нная
Практиче
страна»
ское
занятие,
самостоят
ельная
работа
«Остров Рассказ,
ненужны игра,
х вещей» самостоят
ельная
работа
обучающ
ихся
«Лоскутн Практиче
ый
ское
город»
занятие,
самостоят
ельная
работа
«Экскурс Викторин
ия в
а
Страну
Рукодели
я»

методы
(тренировочные
упражнения),
чаще всего их
сочетание.
Объяснительноиллюстративный
метод
(инструктаж,
рассказ, беседа);
Репродуктивный
метод
(объяснение,
показ образцов);
Проблемный
метод;
Частичнопоисковый
метод
(самостоятельна
я работа,
диспут);
Исследовательск
ий метод
(творческое
задание,
демонстрация
изделий);
Диагностически
й метод —
тестирование
личностных
качеств и
образовательных
результатов на
стадиях
первичного,
промежуточного
и итогового
контроля;
Метод
оперативного
контроля
(осуществляет
педагог,
оказывает

материал:
бланки тестов
и анкет,
бланки
диагностическ
их и
творческих
заданий,
карточки с
заданиями для
самостоятельн
ой работы.
Образцы
изделий по
программе,
изготовленны
е педагогом:
дымковские
народные
игрушки,
мягкие
игрушки,
работы в
технике
оригами.
Наглядные
пособия:
иллюстрации
с работами
мастеров и
художников,
папки
передвижки,
альбомы,
журналы и
книги.

проектной
деятельност
и;
- технология
игровой
деятельност
и;
- технология
коллективно
й
творческой
деятельност
и;
здоровьесбе
регающая
технология.

еская
работа
Готовая
работа

Опрос,
практич
еская
работа,
готовая
работа
Готовая
работа,
самоана
лиз
Беседа,
практич
еская
работа,
итогова
я
диагнос
тика

индивидуальную
помощь,
проводит по
необходимости
дополнительный
инструктаж.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
входной, промежуточный и итоговый контроль (диагностику) обучающихся.
Целью проведения диагностики является контроль знаний, умений,
навыков обучающихся.
Объектом диагностики является наличие у детей прочных, полных знаний
по содержанию программы.
Цель входной диагностики – выявление исходного уровня подготовки
обучающихся, определение направлений и форм индивидуальной работы.
Входная диагностика проводится в самом начале учебного года.
Проведение входной диагностики – это необходимая и важная работа, так
как одним из главных критериев оценки эффективности образовательного
процесса является результат обученности детей. Он должен быть максимально
возможным для конкретного обучающегося, что определяет совпадение
реальных знаний и умений обучающегося с его учебными возможностями,
определенными в зоне потенциального развития.
Промежуточная диагностика определяет степень освоения детьми
учебного материала. Повышает ответственность и заинтересованность в
усвоении материала. Текущая диагностика проводится по итогам изучения
отдельных тем и разделов.
Итоговая диагностика проводится
достижения

результатов

обучения,

с целью определения степени

закрепления

знаний,

эффективности

образовательного процесса. Проводится по итогам года.
По

результатам

итоговой

диагностики,

педагог

анализирует

эффективность образовательной программы по каждому обучающему и
фиксирует образовательные результаты в групповой карточке объединения.

Методы, с помощью которых осуществляется диагностика
Входная: педагогическое наблюдение, тестирование, собеседование.
Промежуточная: устный опрос, практическая работа.
Итоговая: выставка, творческая работа, творческая работа.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Готовое

изделие,

аналитическая

справка,

демонстрация

моделей,

диагностическая карта, защита творческих работ, открытое занятие.
Достижение результатов по АДОП обеспечивается за счет способности,
обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по
материалам программы путём диагностики текущих, промежуточных и
итоговых учебных достижений. Оценка достижения результатов ведётся по
безотметочной системе как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так
и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Основным инструментом оценки являются итоговые выставки детского
творчества; создание декоративных альбомов с работами, участие в конкурсах
по декоративно-прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках;
система

заданий различного

уровня

сложности по

усвоению

учебных

материалов программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Готовое изделие, диплом, журнал посещаемости, демонстрация моделей,
диагностическая карта,опрос,творческаяработа.фото, выставка, самостоятельная работа,
Оценочные материалы
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в
объединение, когда проводится первичное собеседование. Мониторинг роста
компетентности обучающегося производится в середине и конце учебного года
(определенного этапа обучения), а также по прохождении программы.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью
обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования
полученной

в

ходе

обучения

информации,

социализации в общественной жизни.

коммуникативных навыков,

Диагностические материалы:
-

Диагностическая

карта

личностных

достижений

(Приложение№1);
- Педагогический мониторинг (Приложение№2);
- Контрольно-оценочные материалы (Приложение№3);
- Играем пальчиками и развиваем речь (Приложение№3)

обучающихся

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от
31 марта 2022г;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» (далее – Порядок);
9.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы))»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции

развития образования на территории Свердловской области на период до
2035года».
12. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Центр детского творчества», утверждённый постановлением
Администрации городского округа Верхотурский от 14.03.2022 г. № 173.
13.

Положение

о

структуре,

порядка

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО
«Центр детского творчества» от 25.01.2022г., приказ № 17.
Литература,использованная при составлении программы
1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО
"Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2004г. – 64с.
2. Воронов В.А. "Энциклопедия прикладного творчества" - М.: ОЛМАПРЕСС, 2000г. -448с.
3. Гусева И.В. Солѐное тесто: Лепка и роспись. – СПб: Издательский дом
"Литера", 2005г. – 96с.
4. Калинич М.Н. Рукоделие для детей. – Минск: Полымя, 2017.- 75с.
5.

Косинова,

Е.М.

Пальчиковая

гимнастика/Е.М.Косинова.-

М.:

Издательство «Эксмо»,2003г, - 135с.
6. Новацкая Мария «Лепим сказку». Издательство: Питер, 2020г. – 32с.
7. Савина Н. «Оригинальные поделки из соленого теста». Издательство:
Рипол – Классик, 2017г. - 256с.
8. Стародуб К. И. Игрушки и поделки из природных материалов. – Ростов
н/Д «Владис», 2006г. – 192с.
9. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. «Издательство Рипол
Классик»,2017г. – 256с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей/А.Р.
Малер. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.
2. «Мни – мни и мажь картины». Издательство: Карапуз, 2019г. - 16 с.
3. «Пластилин и чесночная давилка». Издательство: Карапуз, 2016г. - 18 с.

4.

Рузина,М.С.

Страна

пальчиковых игр.

Развивающие

игры

для

детей

и

взрослых/М.С.Рузина. – СПб.: Кристалл, 2000 – 165с.
5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.:
Лань, 1996. – 32с.

Используемые интернет-ресурсы
- http://malenkajastrana.ru/ Сайт творческих конкурсов
- http://masterskaya.gorod-znaek.ru Мастерская «Город Знаек»
- http://pochemu4ka.ru/index/detskoe_tvorchestvo/0-515 Детское творчество
- http://podelki-bumagi.ru/ Поделки из бумаги
- http://stranamasterov.ru Страна мастеров
- http://svoimi-rukami-club.ru Клуб «Поделки своими руками»
- https://www.pinterest.ru/pin/858569116434197477/

Приложение№1

Диагностическая карта личностных достижений обчающихся
Цель: Отработка критериев личностного роста учащихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению.
ФИ Психофизиологические
О
характеристики
Памя Внима
ть
ние
(ПМ (ВМ)
)

Мотор
ика
(М)

Координа
ция
(ориентир
овка) в
учебном
пространс
тве (КО)

Когнитивн
ые
характерис
тики
Скорость
восприяти
яи
переработк
и
информац
ии (С)

Эмоциональная сфера

Эмоционал
ьный
самоконтро
ль (ЭС)

Преоблада
ющее
настроение
на занятии
(Н)

Волев Реактивн
ые
ость (Р)
качес
тва
(В)

Ценностные ориентации,
коммуникационноадаптационные
способности
Ценности
Преоблада
коммуникат ющий
ивной
характер
деятельност стиля
и (ЦКД)
общения
(ХСО)

Мотивационна
я сфера
Уров
ень
мотив
а ции
(У)

Интер
ес к
предм
ету
(И)

Инструкция к заполнению диагностической карты
1. Психофизиологические характеристики.
1. Память (ПМ) обучающегося оценивается визуально последующей шкале оценок: 3 балла–очень хорошая память, скорость запоминания и
воспроизведения высокая; 2 балла – средний уровень памяти, характеристики неустойчивы; 1 балл – плохая память, скорость запоминания и
воспроизведения низкая.
2. Внимание (ВМ) оценивается визуально: 3 балла – высокая концентрация внимания, быстрая реакция, учащийся почти не отвлекается на
посторонние дела; 2 балла – неустойчивое внимание или его средний уровень; 1 балл – низкая концентрация внимания, реакция замедленная,
учащийся постоянно отвлекается.
3.Моторика (М) – оценивается визуально: 3 – учебные движения точные, четкие, уверенные, чертит, рисует быстро, точно, уверенно; 2 –
средний уровень владения учебными движениями или неустойчивое владение; 1–низкий уровень владения.

4.Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО). Для оценивания этого качества необходимо внимательно наблюдать за
обучающимся, помнить, как он ориентируется в учебном кабинете. Много ли ему нужно, чтобы приготовить все необходимое к занятию, или он
вечно копается и никак не может достать то, что нужно. 3–высокий уровень координации в учебном пространстве, все делает рационально и
оптимально; 2 – средний уровень или неустойчивый; 1–низкий уровень.
2. Когнитивные характеристики.
1. Скорость восприятия и переработки информации (С) оценивается визуально по 3-х балльной шкале: 3 - способен очень быстро
воспринимать и перерабатывать информацию, что называется, схватывать на лету, может быстро уловить основную мысль, пересказать, ответить
вопросы на понимание; 2 – средняя скорость: воспринимает и улавливает информацию, но не всегда может ухватить основную мысль, идею. Не
всегда точен в ответах на вопросы на понимание; 1 – низкая скорость восприятия и переработки информации, плохо отвечает на вопросы.
3. Эмоциональная сфера.
1.Эмоциональный самоконтроль (ЭС) – определяется визуально, насколько ребёнок способен управлять своими эмоциями: 3 – высокий
уровень самоконтроля: обучающийся в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние. Когда необходимо, способен сдержать эмоции, когда
надо – выплеснуть наружу, способен проявлять сочувствие, сопереживание, выражать их эмоционально; 2 – средний (неустойчивый) уровень
самоконтроля; 1 – низкий уровень самоконтроля: обучающийся не способен сдерживать свои эмоции.
2.Преобладающее настроение на занятии (Н): 3 – рабочее, мажорное настроение; 2 – неустойчивое настроение; 1 – нерабочее, минорное
настроение.
3. Волевые качества (В). Определяется визуально, в какой степени проявляются у ребенка волевые качества на занятии, на мероприятиях: 3 –
высокий уровень развития волевых качеств, проявляющихся в настойчивости в достижении желаемых результатов, умении заставлять себя что-то
сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии; 2 – средний (неустойчивый) уровень; 1 – низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени,
неумении взять себя в руки в случае необходимости.
4.Реактивность (Р) - помнить особенности поведения обучающегося на занятиях и определять, проставив в диагностической карте буквы И, Р,
Н, преобладающий характер поведения учащегося: И – импульсивное поведение: обучающийся способен действовать по первому побуждению под
влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро реагирует и столь же

бурно раскаивается в своих действиях. Р – рефлексивное, обдуманное поведение, осознанное, быстрое, разумное. Н - неустойчивое поведение, либо
невозможно определить преобладающий характер поведения.
4.Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности.
1.Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД). Оценивается реальное место и роль ребенка в коммуникативных отношениях в
объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П),
отвергаемый (О). Л - лидер: имеет высокий авторитет в группе сверстников или в группе. Позиция лидера проявляется во всех видах учебной и
внеучебной деятельности, желанный участник всех мероприятий и желанный субъект общения. П – признаваемый. Авторитетный человек, с чьим
мнением считаются в каких-то отношениях (его круг общения в группе уже, чем у лидера). О – отвергаемый. Постоянного круга общения в
объединения нет. Контакты носят случайный характер, в игры его приглашают редко.
2.Преобладающий характер стиля общения (ХСО): Т - терпимый. При таком стиле общения человек обладает развитым чувством
собственного достоинства и самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную
от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна. К – конформистский.
Размыты представления о нормах общения, часто неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе,
групповые нормы и ценности некритически присваивает, несамостоятелен, в конфликтной ситуации ведет себя так, как принято в его группе. А –
неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции, сам создает конфликтные ситуации.
5. Мотивационная сфера.
1.Уровень мотивации (У): 3 балла – высокий уровень мотивации: обучающийся с удовольствием занимается, это доставляет ему радость, он
хочет узнать как можно больше; 2–средний (неустойчивый) уровень мотивации; 1 – низкий уровень мотивации: ребенок без желания занимается в
объединении (заставляют родители и т.д.)
2.Интерес к предмету (ИП): 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий.

Приложение№2
Педагогический мониторинг
Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов
реализации дополнительной образовательной программы, наблюдение за
развитием личности обучающегося. Для успешной реализации программы
ведётся непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности
ребёнка.
№ Показатели
п/п (оцениваемые
параметры)
1

Образовательные
результаты.

Критерии

1.1. Освоение детьми содержания
образования (теоретическая
подготовка):
- соответствие теоретических
знаний программным
требованиям;
- осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии;
- разнообразие умений и навыков.
1.2. Практическая подготовка:
- соответствие практических
умений и навыков программным
требованиям;
- позиция активности ребёнка в
обучении и устойчивого интереса
к деятельности;
- развитие общих познавательных
способностей (воображение,
память, речь, внимание)
- отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения;
- креативность в выполнении
практических заданий.
1.3. Общеучебные умения и
навыки: Учебноинтеллектуальные умения: умение подбирать и
анализировать специальную
литературу; - умение
пользоваться компьютерными
источниками информации; умение осуществлять учебноисследовательскую работу

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Минимальный-3б,
средний-4б,
максимальный-5б.

Минимальный-3б,
средний-4б,
максимальный-5б.

Начальный-3б,
репродуктивный-4б,
творческий-5б.
Минимальный-3б,
средний-4б,
максимальный-5б

2

3

Эффективность
воспитательных
воздействий

Социальнопедагогические
результаты

(рефераты, самостоятельные
учебные исследования, проекты и
т.д.).
1.3.2. Учебно-коммуникативные
умения: - умение слушать и
слышать педагога; - умение
выступать перед аудиторией.
1.3.3. Учебно-организационные
умения: - умение организовать
своѐ рабочее (учебное) место соответствие реальных навыков
соблюдения ТБ программным
требованиям; - аккуратность и
ответственность в работе.
2.1. Культура поведения ребёнка.
2.2. Развитие личностных
качеств:
2.2.1. Организационно-волевые
качества:
- терпение;
- воля;
-самоконтроль.
2.2.2. Ориентационные качества:
- самооценка;
- интерес к занятиям в т/о.
2.2.3. Поведенческие качества:
- конфликтность;
- сотрудничество.
3.1. Состояние здоровья (с
позиции социальных признаков).
3.2. Характер отношений в
коллективе.
3.3. Характер отношений к
педагогу.

Удовлетворительно3, хорошо-4,
Отлично-5

Минимальный-3б,
средний-4б,
максимальный-5б.
Минимальный-3б,
средний-4б,
максимальный-5б.

Приложение№3
Контрольно-оценочные материалы
Критерии оценивания.
Аттестация обучающихся проводится в форме итоговой работы, которая
включает в себя знания и умения по пройденному материалу. Общим итогом
занятий является отчетная выставка работ.
Критерии оценивания устных ответов
Оценка «5» полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его
своими

словами

по

заданному

алгоритму;

может

подтвердить

ответ

конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
Оценка

«4»

в

основном

усвоил

учебный

материал;

допускает

незначительные фактические ошибки при его изложении своими словами по
заданному алгоритму; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» не усвоил существенную часть учебного материала; допускает
значительные фактические ошибки при его изложении своими словами по
заданному

алгоритму;

затрудняется

подтвердить

ответ

конкретными

примерами;затрудняется при ответах на дополнительные вопросы.
Оценка «2» не усвоил учебный материал; не может изложить его своими
словами по заданному алгоритму:не может подтвердить ответ конкретными
примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Критерии оценивания практических работ.
Оценка «5» тщательно спланирован труд и рационально организовано
рабочее место;правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и
творчески выполнялась работа; изделие изготовлено с учетом установленных
требований; полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4» допущены незначительные недостатки в планировании труда
и организации рабочего места; в основном правильно выполняются приемы

труда; работа выполнялась самостоятельно;норма времени выполнена или
недовыполненная

10-15

%;

изделие

изготовлено

с

незначительными

отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3» имеют место недостатки в планировании труда и организации
рабочего

места;отдельные

приемы

труда

выполнялись

неправильно;самостоятельность в работе была низкой;норма времени не
довыполнена на 15-20 %;изделие изготовлено с нарушением отдельных
требований;не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2» имеют место существенные недостатки в планировании труда
и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность

в

работе

почти

отсутствовала;

норма

времени

не

довыполнена на 20-30 %;изделие изготовлено со значительными нарушениями
требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.

Приложение №4

Играем пальчиками и развиваем речь
по В. В. Цвынтарному.
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются;
средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев
касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными
образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)
вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к
ладоням (как ковшик).
Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик),
а большие пальцы подняты вверх.

Стул
Ножки, спинка и сиденье Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется
кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять
положение рук попеременно на счет раз.

Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять
положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка.
Можно делать попеременно на счет раз.
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены
и тоже направлены на себя

Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через
него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой
руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это
упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков.
В этом упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты
(как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются
кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики
принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики
принимают исходное положение.

Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони
под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед.
Локотки к корпусу не прижимаются.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в
стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами
образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Колокольчик
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены,
Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно
вращает.

Собака
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх.
Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец
попеременно опускается и поднимается.

Кошка
А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец подняты вверх.

Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и
безымянному пальцам.

Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний
пальцы. Ими шевелить в стороны

Зайчик в норке
У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже.
Указательный и мизинец правой руки упираются в
указательный и мизинец левой. Средний и безымянный
пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки).
Большой палец прижат.
Зайка и барабан.
Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх,
они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому
пальцу.
Лошадка
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на
нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками
гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Зайка и зеркало
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем
правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной
стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и
безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в
противоположные стороны.
Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец
выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и
обхвачены большим.

Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом.
Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты
друг к другу.

Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные
пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный
пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на
друга в полусогнутом положении.
Осы
Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и
безымянным вращать им в разные стороны.
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в
стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде
Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими
шевелить.

Краб
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие
пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в
одну сторону, затем в другую.
Замок
Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены.
Перебираем ими.

Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он
зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и
большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы
растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Птичка
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и
переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы
- головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу.
Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки),
указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Волк и лиса
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Волк.
Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны.
Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а
остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.
Лиса.
Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы,
чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть
сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».