ДООП Первый аккорд

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) образовательной программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа«Первый аккорд» разработана в помощь программе «Общая
гитара» в соответствии с основными нормативно-правовыми документами
по дополнительному образованию детей. Данная программа является
составительской,

художественной

направленности,

направление

–

музыкальное творчество, и ориентирована на достижение общих целей
дополнительного образования и занятости обучающихся во внеурочное
время.
Актуальность программы
Актуальностьпрограммызаключаетсявтом,что
еёреализациянаправленанаформированиеиразвитиетворческихспособностей
обучающихся младшего школьного возраста, у которых есть желание
научиться играть на гитаре. Это сфера их духовной жизни, самовыражение и
самоутверждение,

раскрывающие

индивидуальность,формированиекультурыздоровогоибезопасногообразажиз
ни. Практика показывает, что родители заинтересованы в организации
продуктивного, содержательного досуга и музыкальном развитии своих
детей.
Программа

соответствует

нормативным

правовым

актам

и

государственным программным документам:


Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

РФ»;
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (СанПиН);

816

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №
«Об

утверждении

Порядка

применения

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;

внесении

Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О
изменений

образовательной

в

Порядок

деятельности

организации

по

и

дополнительным

осуществления
образовательным

программам, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018 г. № 196»;

«Об

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;


Уставом МБУ ДО "Центр детского творчества", утвержденным

Постановлением

Администрации

городского

округа

Верхотурский

от14.03.2022 г. №173;


Положением о структуре, порядка разработки и утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ
ДО «Центр детского творчества» от 24.05.2022г., приказ № 135;


Учебным планом МБУ ДО " Центр детского творчества ",

утвержденным 29 августа 2022 г.;


Годовым календарным учебным графиком МБУ ДО "Центр

детского творчества ", утвержденным 01 сентября 2022 г.

Возможность обучения игре на шестиструнной гитаре, делает её
привлекательной для детей младшего школьного возраста, они хотят
подражать

старшим

братьям,

подросткам.Гитара

–

один

из

самых

популярных и универсальных музыкальных инструментов, на которой можно
аккомпанировать себе и своим друзьям,

использовать как сольный

инструмент или как ведущий инструмент в группе. Умеющие играть
наинструменте приобретают возможность раскрывать и объяснять многие
ситуации, которые имеют для младшего школьника особый смысл.
Обучающиеся, уже научившиеся играть на гитаре, создают вокруг себя
притяжение сверстников.
Отличительные особенности программы
По степени авторства – модифицированная. По уровню усвоения –
разноуровневая.

По

форме

организации

содержания

и

процесса

педагогической деятельности – интегрированная.
Отличительной особенностьюявляется упрощённая без изучения нот
методика преподавания, позволяющая

заинтересовать обучающихся и

научить их за короткое время аккомпанировать и петь под гитару. Играть на
гитаре может каждый, просто надо начать обучение с аккордов. На двух
аккордах можно сыграть несколько песен, а на четырёх играются десятки.
Благодаряупрощённомуметодуобучения и старанию детей, уже в конце
первого полугодия можно исполнить несколько мелодий, соответствующих
возрасту.
Программа разработана на основе авторской программы «Гитарная
песня» педагога ДО Борисенко Н.В., М. 2003г., составительской программы
педагога ДО Зяблицева С.А. «Общая гитара» 2022г. и обобщения опыта
Петрова П.В., автора самоучителя игры на гитаре по аккордам и песням
(безнотного метода), Р-на-Д. 2009г.
Адресат программы
Программа предназначена обучающимся младшего школьного возраста
8-10лет,увлекающиеся таким видом творчества, как игра на гитаре.

Принимаются детибез предварительной музыкальной подготовки и развитым
строением кистей рук, что важно при игре на гитаре. Вэтом возрасте
младшие

школьникиначинают

выбирать

занятия

дополнительного

образования, идёт поиск взаимоотношений, подражание кому – то, взаимной
деятельности, самоутверждение, отсюда увлечённость чем – либо, в данном
случае – гитарой.
Краткая характеристика обучающихся по программе
Программа составлена на основе знаний возрастных, психологопедагогических, физических особенностей детей младшего школьного
возраста. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными
особенностями детей, требованиями СанПиНа и нормативным документам в
сфере ДОД, но не более 2-6 человек в группе, так как у младших школьников
недостаточно сформирована кисть для игры на гитаре, поэтому им требуется
уделять больше внимания. На усмотрение педагога, для более успешного
обучения по данной программе рекомендуется формироватьмикрогруппы по
1-3 ребёнка.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 45 минут, перерыв между
учебными занятиями 10 минут. Занятия проводятся два раза в неделю по
одному часу, согласно составленному учебному плану. Особое место
уделяется индивидуальной работе.
Объёмпрограммы
На освоение программы требуется 70 часов.
Срок освоения программы
На освоение программы требуется 70 часов (теория – 10,практика – 60), один
год обучения, так как является вспомогательной ступенью к основной
программе «Общая гитара».
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы

Традиционная модельреализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного года
обучения в одной образовательной организации.
Уровень сложности
Любой обучающийся без специальной подготовки может научиться
играть и петь, только с разной скоростью будет идти к цели. Поэтому
программа составлена по принципу от простого к сложному. В зависимости
от индивидуальных способностей, обучающиеся могут освоить только часть
программы, но этого будет достаточно для исполнения песен под гитару с
использованием простейших аккордов. Навыки, которые они приобретают в
объединении, остаются с ними на всю жизнь.
Перечень форм обучения
Программой предусмотреныфронтальная, индивидуальная, групповая,
индивидуально-групповая
формапредполагает

очная

подачу

формы

учебного

обучения.

материала

Фронтальная

всему

коллективу

обучающихся через беседу или лекцию. Коллективные групповые занятия
способствуют лучшему пониманию музыки, на них обучающиеся могут
учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента.
Навыки

коллективного

творчества

и

самоконтроля,

развивающиеся,

способность воплощать собственные идеи в проявлениях творческой
деятельности и коммуникативные

умения

помогут детям в жизни.

Индивидуально-групповая форма предполагает самостоятельную работу
обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны
педагога.На индивидуальных занятиях решаются проблемы, возникающие
в процессе обучения.
Перечень видов занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий: традиционные и нетрадиционные. Тематические занятия по темам
программы.Фронтальныезанятия: индивидуальный и групповой

опрос.

Информационные занятия: обучающие беседы по темам занятий с показом

наглядных пособий; познавательные и музыкально – поэтические беседы о
жизни, деятельности и творчестве знаменитых бардов, групп, композиторов и
исполнителей; беседы – объяснения и обсуждения. Комбинированные
занятия:музыкально
презентации;

–

обучающие

прослушивание

и

игры;

викторины,

обсуждение

кроссворды

изучаемого

и

песенного

репертуара, запись аккордов в тетрадь, разучивание и самостоятельная
отработка на гитаре.Репродуктивные занятия: формирование знаний, умений
и навыков по темам и их применение на гитаре.. Доминантные и
объединенные: индивидуальные, индивидуально – групповые и групповые
практические занятия с обучающимися объединения.
Перечень форм подведения итогов реализации
общеразвивающей программы
Программа

предусматривает

итогов:аналитическая

справка,

формы

беседа,практическое

занятие, фото, аудио, видео архив,
учебного года.

различные

занятие,

подведения
открытое

концертные номера по окончании

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
Главнаяцель

программы:

развитие

личности

обучающегося,

способного к творческому самовыражениючерезовладениеискусством игры
на гитаре.
Задачи
Образовательные
 обучить простейшим приёмам игры на шестиструнной гитаре;
 изучить инструмент;
Развивающие
 помощь в развитии мелкой моторики и координации движения рук;
 содействие развитию слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
Воспитательные
 развивать коммуникативные способности, взаимоуважение;
 воспитывать терпение, целеустремленность, настойчивость и умение
добиваться намеченной цели, бережное отношение к музыкальным
инструментам.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Разделы (модули)

Количество

Формы

академических часов

промежуточной

всего

теория

прак

(итоговой)

тика

аттестации

Введение в программу

1

1

-

-

Постановка рук

7

2

5

Наблюдение

Основы звукоизвлечения

Тест

Начальные упражнения

Самоконтроль

Аппликатура аккордов

7

2

5

первого лада

Взаимоконтроль
Наблюдение

Основы аккомпанемента
Настройка гитары

2

1

1

Опрос

Музыкально-познавательное

2

-

2

Музыкальная игра

32

3

29

Наблюдение

занятие «Музыкальные
инструменты»
Игра боем и с перебором
Пальцевая техника

Контроль
Самоконтроль

Игра мелодий песен

19

1

18

Работа над концертным

Аудиозапись
Концертные номера

репертуаром
Итого

70

10

60

Учебный (тематический) план
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

всего

теория

Форма

прак

аттестации /

тика

контроля

1

Вводное занятие

1

1

-

-

2

Основы звукоизвлечения

3

1

2

Наблюдение

правой рукой
3

Тест

Постановка левой руки,

4

1

3

Самоконтроль

4

1

3

Взаимоконтроль

Начальные упражнения
4

Аппликатура аккордов
первого лада

5

Настройка гитары

2

1

1

Опрос

6

Музыкально-познавательное

2

-

2

Музыкальная игра

занятие «Музыкальные
инструменты»
7

Основы аккомпанемента

3

1

2

Наблюдение

8

Игра боем

15

1

14

Наблюдение
Контроль

9

Игра с перебором, пальцевая

17

2

15

Самоконтроль

техника
10

Игра мелодий песен

10

1

9

Аудиозапись

11

Работа над концертным

9

-

9

Концертные

репертуаром

номера

Итого:

70

10

60

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория:

Знакомство

с

обучающимися,

зданием,

кабинетом.

Инструктаж по правилам дорожного движения, правилам пожарной идругой
безопасности. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Правила

внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования. Задачи и
цели работы объединения.
Практические работы: Экскурсия по зданию с целью ознакомления
расположения рабочих и подсобных кабинетов, с педагогами других
объединений; с планом и действиями в случае эвакуации при пожаре и
другими чрезвычайными ситуациями.
Тема 2. Основы звукоизвлечения правой рукой
Теория: История гитары, ее устройство (составные части, особенности
конструкции, способ звукообразования), рекомендации по выбору гитары,
как аккомпанирующего и солирующего инструмента. Правила техники
безопасности при игре на гитаре.Постановка правойрукииспособыигры.
Исполнениебезнот, медиаторнаятехника,переменныйштрих.
Практические работы:Зарисовка и запись устройства
тетрадь.

Проигрывание

педагогом

гитары в

произведений

на

гитаре.Звукоизвлечениебольшимпальцем и всемипальцами, играмедиатором.
Тема 3. Постановка левой руки, начальные упражнения
Теория:Повторение правил техники безопасности при игре на гитаре.
Правила приема игры на инструменте (положение гитары, корпуса, рук, ног).
Положение локтя, кисти, пальцев, правила выполнения упражнений.
Практические работы:Запись и зарисовка теоретической информации
в тетрадь. Объяснение и показ педагогом постановки корпуса, рук, ног,
положения гитары. Тренировочные процессы по отработке постановки локтя,
кисти,

пальцев,

корпуса,

ног.

Начальныеупражнениядлялевойруки,

упражнениядляобеихрук, работанадзвуком.
Тема 4. Аппликатура аккордов первого лада
-

Теория:Аккорды

мажорные

и

минорные.

Техника

игры

аккордов. Показ и проигрывание педагогом на гитаре. Постановка рук,
взятиеаккордалевойрукой,

извлечениезвукаправойрукой.

Устранениеэффектаглушенияструн.
Практические

работы:

Запись

и

зарисовка

теоретической

информации

в

тетрадь.

Чтение

аппликатурнойсетки.

Отработкатехникипостановки аккордов и устраненияэффектаглушенияструн.
Отрабатывается техника игры аккордов первого лада. Индивидуальная
работа: приглашаютсяотдельные обучающиеся для детальной отработки
приемов игры по теме.
Тема 5. Настройка гитары
Теория: Правила безопасности при настройке гитары. Виды настроек.
Настройкапоэлектронномутюнеру,

настройкапопятомуладу,

проверканастройки. Показ педагогом на инструменте.
Практические
информации

в

работы:
тетрадь.

Запись

и

зарисовка

теоретической

Упражнениядлянастройкигитарыпотюнеру,

попятомуладу. Проверканастройки. Отработка полученных знаний.
Тема 6. Музыкально-познавательное занятие «Музыкальные
инструменты»
Теория:

Классификация

музыкальных

инструментов:

ударные,

духовые, струнные, клавишные. Их устройство, принципы воспроизведения
музыки. Значимость в музыкальном мире. Значение гитары, как инструмента,
позволяющего соединить вместе музыку и поэзию.
Практические

работы:

духовыми,

струнными,

педагогом

произведений

Прослушивание

клавишными
на

записей

инструментами.

имеющихся

в

с

ударными,

Проигрывание

наличии

музыкальных

инструментах.
Тема 7. Основы аккомпанемента
Теория:

Что такое аккомпанемент.Буквенныеобозначенияаккордов,

дляправойруки:басплюсаккорд,

молодежныйстиль

«бой».

Показ

и

проигрывание педагогом на гитаре.
Практические

работы:

Запись

Чтениебуквенныхобозначенийаккордов.
инструменте.
Тема 8. Игра боем

информации
Отработка

в

тетрадь.

упражнений

на

Теория: Основные приемы игры на гитаре техники игры боем. С
помощью наглядных схем объясняются правила взятия простейших аккордов
на гитаре, посадка, положение рук, варианты аппликатуры. Применение
полных аккордов. С помощью схем объясняются правила взятия их на
гитаре, варианта аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд боем.
Практические работы: Объяснение и показ педагогом различных
приемов игры на гитаре. Отрабатывается техника игры боем: бой
одиночными ударами, серия аккордов боем. Отработка упражнений для
правой и левой руки с применением простейших аккордов, перехода с
аккорда на аккорд. Отработка упражнений полными аккордами. Запись и
зарисовка теоретической информации в тетрадь. Материал закрепляется
разучиванием и обыгрыванием простейших песен из двух-трех аккордов по
выбору обучающихся и предложенных педагогом. Индивидуальная работа:
Приглашаются отдельные обучающиеся для отработки аккордов, которые у
них не получаются на групповых занятиях. Индивидуальные занятия дают
возможность выровнять технические возможности всех обучающихся.
Тема 9. Игра с перебором, пальцевая техника
Теория:Виды переборов, техника исполнения игры перебором.
Постановка рук. Защипывание струн. Простой перебор. Переборы с
защипыванием трех струн одновременно. Упражнения на переборы. Игра
простейших и полных аккордов перебором. Правила перехода с аккорда на
аккорд перебором. Игра серий аккордов перебором и боем.
Практические работы:Запись и зарисовка теоретической информации
в тетрадь. Отрабатывается техника игры перебором: простой перебор, с
защипыванием

трех

струн.

Отработка

упражнений

с

применением

простейших и полных аккордов. Материал закрепляется разучиванием и
обыгрыванием простейших песен по выбору обучающихся из предложенного
педагогом.

Индивидуальная

работа:

приглашаются

обучающиеся для детальной отработки приемов игры по теме.
Тема 10. Игра мелодий песен

отдельные

Теория: Беседа «Роль песни в жизни человека». Знакомство с
творчеством бардов: Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Розенбаума
и т.д. Беседы о жизненном и творческом пути авторов-исполнителей.
Практические

работы:

Прослушивание

записей

авторов-

исполнителей песен, ВИА. Просмотр сборников песен с аккордами.
Проигрывание педагогом понравившихся песен на гитаре. Выбор одной из
них по желанию обучающихся. Запись слов и аккордов в тетрадь.
Разучивание и отработка песен на гитаре. Индивидуальная работа:
Приглашаются отдельные обучающиеся для детальной отработки песни.
Тема 11. Работа над концертным репертуаром.
Практические работы: Прослушивание записей, выбор репертуара
согласно пройденной программе и возможностям обучающихся. Запись слов
и аккордов в тетрадь. Разучивание и отработка выбранных песен, повторение
и отработка выученных ранее песен. Отработка репертуара. Посещение
отчетных концертов Школы искусств и ЦК. Работа над концертным
репертуаром. Генеральная репетиция. Отчетный концерт по окончании
учебного года совместно с другими объединениями для родителей и
сверстников. Подведение итогов о проделанной работе за учебный процесс.
Награждение

обучающихся,

проявивших

Индивидуальная работа:Приглашаются

творческую

активность.

одаренные обучающиеся

отработки репертуара дуэтом, трио, квартетом.

для

1.4. Планируемые результаты
Обучающийся должен знать:


строение гитары;



основные приемы игры на гитаре;



правила техники безопасности при игре на гитаре;



правила поведения на концерте.

Обучающийся должен уметь:


применять на практике полученные умения и навыки;



сопровождать песенный материал простейшими приёмами игры;



исполнять 1 – 2 концертных номера.

Личностные результаты:


освоить образовательную программу;



развивать такие качества, как воля, целеустремлённость, трудолюбие,

дисциплинированность;


воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;



формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;



усвоить правила

безопасного поведения в ситуациях, угрожающих

жизни и здоровью обучающихся, правил поведения на дорогах.
Метапредметные и предметные результаты:


употреблять в речи специализированную терминологию;



уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;


достигать взаимопонимания в творческом процессе;



владеть основами самоконтроля, самооценки;



интересно и содержательно организовать свой досуг.

2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ФОРМЫ АТТЕМТАЦИИ
Календарный учебный график
№

Основные характеристики

п/п

образовательного процесса

1

Количество учебных недель

35

2

Количество учебных дней

35

З

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

70

5

Недель в I полугодии

15

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

8

Каникулы

15 сентября
с 31.12.2022 г. по 08.01.2023 г. –
зимние
- 4 ноября День народного
единства
- 1- 6 и 8 января - Новогодние
каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;

9

Выходные дни

- 23-24 февраля - День защитника
Отечества;
- 8 марта - Международный
женский день;
- 1 мая - Праздник весны и труда;
- 8-9 мая- День Победы;

10

Окончание учебного года

31 мая 2023 г.

Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
 просторный кабинет для теоретических и практических занятий
 парты – 2
 стулья – 12
 гитара акустическая – 6
 струны металлические – 1-2 комплекта
 медиаторы – 5
 тюнер – 3
Информационное обеспечение:
 музыкальный центр – 1
 ноутбук – 1
 фотоаппарат – 1
 интернет
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение. В реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

художественной направленности «Первый

аккорд» занят педагог дополнительного образования,
занимаемой

должности

со

средне

–

соответствующий

специальным

музыкальным

образованием, Зяблицев Сергей Александрович.
Методические материалы
Форма

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе художественной направленности «Первый
аккорд» очная.
Применяются следующие методы обучения: словестный, наглядный,
практический, а также объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Методы воспитания: упражнение, поощрение, стимулирование и мотивация.
Форма организации образовательного процесса индивидуально – групповая.
Групповые

занятия способствуют лучшему пониманию обучающимися

музыки, они могут учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в

освоении инструмента песен. На

индивидуальных занятиях решаются

проблемы, возникающие в процессе обучения (обучающиеся не успевающие
освоить программу или, наоборот, одарённые).
Формы организации учебного занятия: объяснение, наблюдение, беседа,
контроль, практическое занятие, презентация, открытое занятие, концерт.
При реализации программы используются следующие педагогические
технологии: индивидуализации и группового обучения, коллективного
взаимообучения, технология развивающего обучения и здоровьесберегающие
технологии.
Алгоритм учебного занятия: определяется тип, вид, структура занятия,
его

тема,

построения.

цель,

задачи;

продумывается

специфика

занятия,

логика

Разрабатывается и подготавливается учебно-методический

комплекс, создается благоприятный морально-психологический климат. В
ходе занятия объединения постоянно меняются формы учебного занятия:
теория переплетается с практикой, слушание песен, запись слов и аккордов,
беседы, игра на инструменте, аккомпанемент, что не позволяет обучающимся
уставать.
Все занятия дополняются дидактическим и раздаточным материалом
по темам учебного плана занятий: специализированные книги, словари,
справочники, песенно – музыкальные записи. Методические разработки:
«Строение гитары»,

«Методические рекомендации при выборе гитары»,

«Положение гитары при игре»,

«Буквенная запись аккордов», «Техника

исполнения аккордов», «Музыкальные инструменты» и т.д.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Образовательная деятельность обучающихся объединения «Общая гитара»
отслеживается и фиксируется журналом посещаемости, наблюдением,
тестированием, фотографированием, записью аудио и видеоматериалов,
аналитической справкой.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

аналитическая справка, открытое занятие, фото, аудио, видео архив,
концертные номера по окончании учебного года.
Оценочные материалы
Перечень

методик,

позволяющих

определить

достижение

обучающимися планируемых результатов:


Тест – «Знаешь ли ты гитару»



Кроссворд – «Устройство гитары»



Музыкальная игра – «Музыкальные инструменты»



Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за

деятельностью обучающегося, содержательная оценка – рецензия педагогом,
само- и взаимоконтроль.


Тематический контроль – после отдельных тем в форме записи аудио и

видео разученного материала. Такая форма контроля позволяет прослушать
и просмотреть своё исполнение.


Итоговый контроль

проводится в конце года в форме концертных

номеров.
Контроль над знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе
изучения

программы

объединения

должен

осуществляться

строго

дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических
особенностей развития каждого отдельного обучающегося.
Диагностические материалы


Карта

контроля

посадки

обучающихся

и

постановки

гитары.

Приложение № 7


Диагностическая карта самооценки деятельности обучающегося в

учебном году и ее оценки педагогом (возраст 8 - 10 лет). Приложение № 8


Диагностическая

Приложение № 9

карта

личностных

результатов

обучающихся.

3. Список литературы
Нормативные документы
1.

Конституция РФ.

2.

Концепция

(Распоряжение

развития

дополнительного

образования

детей

Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. №1726-р).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
4. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребёнка в РФ» (в редакции 2013 г.).
5.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
6.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (СанПиН).
7.

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для

детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30.11.16 г. № 11).
8.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816

«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
9.

Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам».
10.

Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О

внесении

изменений

образовательной

в

Порядок

деятельности

по

организации
дополнительным

и

осуществления
образовательным

программам, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018 г. № 196».

11.

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей».
12.

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК- 641/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

общеобразовательных

реализации

адаптированных

программ,

способствующих

дополнительных
социально

–

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с
учётом их особых образовательных потребностей»).
13.

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
14.

Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного

образования «Центр детского творчества» утверждённый постановлением
Администрации городского округа Верхотурский от 14.03.2022 г. № 173.
15.

Положение

о

структуре,

порядка

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ
ДО «Центр детского творчества» от 24.05.2022г., приказ № 135.
16.

Учебный план МБУ ДО " Центр детского творчества ", утвержденный

29 августа 2022 г.
17.

Годовой календарный учебный график МБУ ДО "Центр детского

творчества ", утвержденный 01 сентября 2022 г.
Литература, использованная при составлении программы
1.

Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования. От

разработки до реализации. Москва АЙРИС ПРЕСС 2003г.
2.

Джон Бак. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Харьков,

Белгород. Книжный клуб 2007г.
3.

Молькова К. Школа игры на гитаре. Москва «ЭСКМО» 2007г.

4.

Петерсон А. Самоучитель игры на гитаре с DVD диском. Лениградское

издательство 2012г.
Петров П.В. Самоучитель игры на гитаре по аккордам и песням.

5.

Безнотный метод. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009г.
6.

Фадин В.В. Музыка. Волгоград «Учитель» 2008г.

7.

Шиндина

Н.Г.

Простой

современный

самоучитель

игры

на

шестиструнной гитаре. Москва «РИПОЛ классик» 2005г.
Литература для обучающихся и родителей
1.

Разумовский

В.

Учебник

дворового

гитариста.

Ростов-на-Дону

«Феникс» 2009г.
2.

Разумовский В. Учебник дворового гитариста. Версия №2. Ростов-на-

Дону «Феникс» 2009г.
3.

Хейман Д. Играем на гитаре. Популярные аккорды. 50 карточек. Тверь

«Флксо – сервис» 2008г.
4.

Чавычалов А.А.

Азбука игры на гитаре. Ростов-на-Дону «Феникс»

2007г.
Используемые Интернет-ресурсы
https://ddtks.ru/files/file_op/obuchenie_igre_na_gitare_2021-22.pdf

Приложения
1. Устройство гитары
2. Кроссворд «Устройство гитары»
3. Тест «Знаешь ли ты гитару»
4. Схемы аккордов
5. Загадки о музыкальных инструментах
6. Ребусы «Музыкальные инструменты»
7. Карта контроля посадки обучающихся и постановки гитары
8. Диагностическая карта самооценки деятельности обучающегося в
учебном году и ее оценки педагогом (возраст 8 - 10 лет)
9. Диагностическая карта личностных результатов обучающихся

Приложение №1

Приложение № 2*

КРОССВОРД «УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ»

3
4
5
6

7

8

9

10

11

12

13

*Полный вариант выпушен на поперечном листе
Вопросы к кроссворду «Устройство гитары»
По вертикали:
1. Круглое отверстие в корпусе гитары.
2. Часть грифа с механизмом для настройки гитары.
3. Тонкая пластинка для извлечения звука на электрогитаре.
6. Узкие деревянные пластинки, упрочняющие корпус гитары.
7.«Оркестр в миниатюре».
8. Устройство для усиления или ослабления натяжения струн.
9. Упругая нить из металла или нейлона, натягиваема на гитару.
По горизонтали:
4. Верхняя или нижняя поверхность корпуса гитары.
5. Пластина на корпусе гитары для закрепления струн.
7. Часть гитары, вдоль которой натянуты струны.
10. Расстояние между двумя порожками на грифе гитары.
11. Художественное оформление круглого отверстия в корпусе гитары.
12. Боковая поверхность корпуса гитары.
13. Металлическая пластинка, врезаемая в гриф гитары.

Приложение № 3
Тест «Знаешь ли ты гитару»
1. Что такое колок?
Они перекрывают лады
На что крепятся струны
То, за что крепится ремешок
2. За счёт чего получается звук на акустической гитаре?
За счёт колебания струн
За счёт колебания дек
За счёт колебания струн и дек
3. Чем соединены деки корпуса?
Обечайкой
Грифом
Порожками

Приложение № 4

Основные аккорды для начинающих
-место прижатия струны,

-звучит не прижатая струна,- струна не
звучит

Тональность
Ля минор

AmDmE

Тональность
Ми минор

EmAmH7

Тональность
Ре минор
DmGmA7
Тональность
До мажор

С
Тональность
Соль мажор
GCD7
Тональность
Ре мажор

DmGA7

Тональность
Ля мажор

ADE7
Тональность
Ми мажор

EAH7

FG7

Упражнения с аккордами на гитаре
Повторяйте эти каждые три аккорда туда и обратно (Am-Am6-Am7Am6-Am…) по многу раз и слушайте, как окраска основного аккорда
меняется. Каждый аккорд играйте по два раза.
Ляминорные
аккорды
AmAm6

Am7

Миминорные
аккорды
EmEm6

Em7

Ре минорные
аккорды
DmDm7

Dm6

До мажорные
аккорды

CC7+

C7

Соль мажорные
аккорды

GG7+
Ре мажорные

G6

аккорды
DD7+

D7

Ля мажорные
аккорды

AA6

A7

Мимажорные
аккорды
EE7

E7

Приложение № 5
Загадки о музыкальных инструментах
Три струны, играет звонко

Со мной в поход легко идти,

Инструмент тот — «треуголка».

Со мною весело в пути,

Поскорее узнавай-ка,

И я крикун, и я буян,

Что же это?

Я звонкий, круглый...

Звенит струна, поет она,

В руки ты ее возьмешь,

И песня всем ее слышна.

То растянешь, то сожмешь!

Шесть струн играют что угодно,

Звонкая, нарядная,

А инструмент тот вечно модный.

Русская, двухрядная.

Он никогда не станет старым.

Заиграет, только тронь,

Тот инструмент зовем...

Как зовут ее?

А это что за чудеса?

У него рубашка в складку,

В лесу мы слышим голоса,

Любит он плясать вприсядку,

Ребята у костра сидят,

Он и пляшет, и поет —

Поют и на нее глядят.

Если в руки попадет.

Чтобы она вдруг зазвучала,

Сорок пуговиц на нем

Щипни струну ты для начала.

С перламутровым огнем.

А струн бывает семь иль шесть,

Весельчак, а не буян

Ее достоинств нам не счесть.

Голосистый наш...

Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?
Я на сцену в полумраке

Это что за инструмент высотою в

Выйду в элегантном фраке.

целый дом?

Тонкой палочкой взмахну -

В трубы, в дерево одет, украшения

Скрипочки зальются,

на нем.

Всколыхнет арфист струну,

Голосов имеет много этот звучный

Трубы отзовутся.

великан.

Как оркестр играет славно!

Он то ласковый, то строгий, а зовут

Ну а я в нем - самый главный!

его...

За обедом суп едят,

Скрипке он как старший брат,

К вечеру «заговорят»

Ей помочь в оркестре рад.

Деревянные девчонки,

Он и альту верный друг,

Музыкальные сестренки.

У него басовый звук.

Поиграй и ты немножко

Он смычковый исполин,

На красивых ярких...

Крупный важный господин.

Я стою на трех ногах,

Он на солнце заблестит,

Ноги в черных сапогах.

Нежным звуком одарит.

Зубы белые, педаль.

В джазе самый первый он,

Как зовут меня? ...

Серебристый...

Как будто девушка запела,

Отпускаем молоточки,

И в зале словно посветлело.

На железные листочки

Скользит мелодия так гибко.

И летит весёлый звон.

Затихло все: играет...

Что звенит?

Знайте, они с барабаном соседи.

Инструмент зовем роялем,

Сделаны они из меди.

Я с трудом на нем играю.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Громче, тише, громче, тише —

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Все игру мою услышат.

Партия их не пустяк, не безделка,

Бью по клавишам я рьяно,

В музыке тоже бывают...

Инструмент мой — ...

Струн дано мне очень мало,

Всем известна на Руси,

Но пока что мне хватало!

Хоть кого о ней спроси!

Струны ты мои задень и услышишь:

У неё лишь три струны,

Длень, длень, длень! Ну-ка, кто я?

Но она любовь страны.

Отгадай-ка!

Выйдет Ваня за плетень

Озорная…

И сыграет: «трень» да «брень»

Они похожи на погремушки,

Звучит сигнал, на бой зовет!

Только это не игрушки!

Вставай, солдат, она поет!

Есть у нас веселый друг,

Движенья плавные смычка приводят

обожает громкий стук,

в трепет струны,

Бей его сто раз подряд,

Мотив журчит издалека, поет про

он ударам только рад.

ветер лунный.

Не драчун и не буян,

Как ясен звуков перелив, в них

Просто это….

радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его

играет...
Все мы очень любим слушать

На концерте выступала

Как поет у нас Тамара,

Наша милая Татьяна,

И в руках её послушна

Как звезда она играла

Шестиструнная…

Целый час на…

Ими друг о друга бьют,

Собой хвалится я не смею,

А они в ответ поют

Всего лишь три струны имею,

И блестят, как две копейки, —

Но я тружусь, я не лентяйка,

Музыкальные…

Я — озорная….

А всего-то три струны

Коллектив музыкантов, что вместе

Всех игрою веселит!

играют,

Ой, звенит она, звенит,

И музыку вместе они исполняют.

Ей для музыки нужны.

Бывает он струнный и духовой,

Кто такая? Отгадай-ка…

Эстрадный, народный и всякий

Это наша…

другой.

Очень весело поет,

Круглый, звонкий, всем знакомый,

Если дуете в нее.

Все линейки с нами в школе.

Вы все на ней играете

Дробь на нем стучим всегда,

И сразу отгадаете.

Громкий звук — не ерунда.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Инструмент не зря нам дан,

Да-да, да-да-да.

Чтоб стучали в…

Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?…
В симфоническом оркестре ее голос

В руки ты его берешь,

самый важный,

то растянешь, то сожмешь,

Самый нежный и певучий, коль

Если это повторять,

смычком проводишь плавно.

начинает он играть.

Голос трепетный, высокий узнаем мы

Сбоку клавиши ряды,

без ошибки.

чтобы петь на все лады.

Назовите-ка, ребята, инструмент

Не рояль и не тромбон.

волшебный…

Это что?

Играть умеет он и «форте», и

Приложил к губам я трубку,

«пиано»,

Полилась по лесу трель.

За это назвали его…

Инструмент тот очень хрупкий,
Называется…

Инструмент играет весело.

Сверху кожа, снизу тоже,

Есть меха, клавиатуры у него.

В середине пусто.

Если поиграет хоть немножко,

Бьёт его, а он гремит,

Все узнают инструмент — …

В ногу всем шагать велит.

Мама как-то мне сказала,

Вот клавиши, как на рояле,

Что её бабуля Марфа,

Но чтобы они заиграли,

Очень здорово играла

Чтобы песня была неплоха

И на домре, и на…

Растягивать надо меха.

Приложение № 6

Ребусы «Музыкальные инструменты»
Ребус №1

Ребус №2

Ребус №3
Ребус №4

Ребус №5
Ребус №6

Ребус №7

Ребус №8

Ребус №9

Ребус №10

Ребус №11

Ребус №12

Ребус №13

Ребус №14

Ребус №15

ОТВЕТЫ к РЕБУСАМ «Музыкальные инструменты»
Ребус №1 – СКРИПКА
ребус №2 – КЛАВЕСИН
ребус №3 – РОЯЛЬ
ребус №4 – ФАГОТ
ребус №5 – ДОМРА
ребус №6 – ГОБОЙ
ребус №7 – ФОРТЕПИАНО
ребус №8 – ФЛЕЙТА
ребус №9 – ГУСЛИ
ребус №10 – ОРГАН
ребус №11 – ГИТАРА
ребус №12 – БАЯН
ребус №13 – АРФА
ребус №14 – ТРУБА
ребус №15 – ВАЛТОРНА.

Приложение № 7
КАРТА КОНТРОЛЯ
посадки обучающихся и постановки игрового аппарата
Название образовательной программы: «Первый акккорд»
Срок реализации: 1 год
ФИО педагога_________________________________________________
Результаты исследования:
№

ФИ
обучающегося

1

Постановка рук
правая

левая

Посадка

Осанка

Баллы

2
3
4
5

Контроль посадки и постановки игрового аппарата является не только
гарантией качественного технического развития в гитарном исполнительстве,
данный контроль нацелен на здоровьесбережение. Контроль осуществляется
на каждом занятии, баллы выставляются раз в четверть.
Критериями оценки являются наличие или отсутствие замечаний по
посадке и постановке игрового аппарата.
По результатам занятия выставляются баллы:
1- многократные замечания по нескольким пунктам
2- несколько замечаний по двум пунктам
3- несколько замечаний по одному пункту
4- 1-2 незначительных замечаний
5- полное отсутствие замечаний
В конце занятия подводится результат. Сравнительный анализ динамики
развития учащегося на протяжении освоения образовательной программы
обучения отслеживается в форме диаграммы.
Приложение № 8
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
самооценки деятельности обучающегося в учебном году и ее оценки
педагогом (возраст 8 - 10 лет)
Название образовательной программы: «Первый аккорд»
Срок реализации: 1 год
ФИО педагога_________________________________________________
ФИ обучающегося______________________________________________

Дата проведения_______________________________________________
Оцени, пожалуйста, по шкале от 1-го до 5-и знания и умения, которые ты
приобрел в этом году, обучаясь игре на шестиструнной гитаре. Отметь
любым знаком ту цифру, которая, на твой взгляд, наиболее соответствует
твоему уровню.
1 – самая
№

Критерии оценки

низкая оценка
5 – самая высокая

1

Мне

нравится

играть

на

инструменте

и

1

2

3

4

5

Я отличаю на слух мажорные аккорды от

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

разучивать что - то новое
2

минорных, могу проверить, строит ли гитара
или нет (слышу унисон)
3

Я знаю основные градации громкости (и
управлять

ей)

и

некоторые

средства

динамической окраски
4

Я знаю устройство гитары, помню и соблюдаю
основные советы по посадке, постановке рук,
прижатию и защипыванию струн

5

Мне

успешно

чередованием

даётся

игра

переборами,

пальцев

одновременноезвукоизвлечение

и
нескольких

струн
6

Я понимаю, как работать над материалом дома
(самостоятельно)

7

Получение информации из разных источников
не вызывает у меня значительных затруднений

8

Мне нравится играть на инструменте перед
публикой

9

Процесс обсуждения материала с педагогом на

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

занятиях идёт легко
10

Занятия по гитаре для меня – это ещё общение с
другими ребятами
Критерии оценки:

Результативность оценивается по пятибалльной системе:
1 - низкий уровень (прогресс полностью / почти полностью отсутствует)
2 - уровень ниже среднего (присутствует незначительный / слабый прогресс)
3 - средний уровень (удовлетворительный / выше среднего прогресс)
4 - достаточно высокий уровень (хороший / близкий к высокому прогресс)
5 - высокий уровень (освоено в полной мере / опережающий прогресс)
Диагностика проводится по трем показателям:
1. Владение теоретическими знаниями – пункты 4, 5, 7
2. Владение практическими умениями – пункты 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10
3. Владение коммуникативными навыками – пункты 8, 9, 10, 11, 12
В нижней ячейке педагог выставляет свои баллы по каждому критерию.
Сравнительный анализ динамики развития учащегося на протяжении
освоения образовательной программы обучения отслеживается в форме
диаграммы.

Приложение № 9
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

личностных результатов обучающегося в учебном году
Название образовательной программы: «Первый аккорд»
Срок реализации: 1 год
ФИО педагога_________________________________________________
ФИ обучающегося______________________________________________
Возраст обучающегося__________________________________________
Группа_______________________________________________________
Цели диагностики: создать комфортную атмосферу в группе; выявить
показатели развития личности учащегося; проанализировать эффективность
воспитательной работы; при необходимости скорректировать методы
воспитательной работы.
Проводится по 5-и показателям:
a

Коммуникативная культура

b Самоорганизация
c

Инициативность

d Установка причинно-следственных связей на примере игры на гитаре
e Интерес к гитаре, к музыке, к искусству, к истории или ко всему сразу
Показатели оценки результатов
Фамилия, имя

a

b

c

d

Критерии оценки результатов:
Показатели оценивается по 5-и бальной системе:

e

Всего баллов

1 - низкий уровень
2 - уровень ниже среднего
3 - средний уровень
4 - достаточно высокий уровень
5 - высокий уровень
Сравнительный анализ динамики развития обучающегося на протяжении
освоения образовательной программы обучения отслеживается в форме
диаграммы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».